28.02.2017
Время прочтения Время чтения: 10 минут
Оценка пользователей 5 Оценка пользователей
Поделиться:

Зомби в компьютерных играх. Часть 1

Предыдущая статья
Следующая статья
Зомби неспешной походкой вошли в современную культуру и довольно уютно здесь обосновались.
Время прочтения Время чтения: 10 минут
Оценка пользователей 5 Оценка пользователей
Поделиться:

Происхождение

Информация об этих существах кочует из одной статьи в другую, обрастая новыми домыслами и деталям. Интересно отметить, что свидетельства о зомби присутствуют еще в шумерских трактатах, европейских и арабских сказках и легендах, а также научных текстах Средневековья различной степени достоверности. Сам термин «зомби» появился относительно недавно, всего пару-тройку сотен лет назад. По некоторым данным, слово «зомби» произошло от термина «нзамби», что на языках банту означает «бог», «великий», «высший». Есть у него и другое значение: «живой мертвец». Название африканской страны Замбии также происходит от этого корня.

Сам феномен зомби чаще всего связывают с разнообразными околомагическими и околорелигиозными практиками. Например, можно вспомнить о таком феномене, как летаргия, когда человек засыпал так, что его невозможно было разбудить, а через какое-то время (сроки были самые разные) внезапно открывал глаза и возвращался к жизни. Правда, сознание этого человека не всегда приходило в норму, что не могло не тревожить тех, кто находился рядом.

Зомби в компьютерных играх. Знакомство
Доброе утро! Познакомимся?

Можно упомянуть и другой интересный факт: у некоторых африканских племен была распространена идея, согласно которой пленение души другого человека делало пленившего (мага, шамана или чародея) более сильным. Вместе с чернокожими рабами некоторые религиозные ритуалы и своеобразные сакральные установки африканских народов переместились на Карибские острова, где оформились в специфические культы вуду, которые стали широко известны во всем мире. Одним из ярких элементов этих культов являются зомби.

В связи с постепенным развитием массовой культуры феномен оживших мертвецов или людей, попавших под влияние магов, шаманов или каких-нибудь шарлатанов, получил широкое распространение в литературе и кинематографе, а затем и в компьютерных играх.

Разновидности

Можно классифицировать зомби, используя различные параметры, включая магические, научные и другие исходные данные. В целом целесообразно разделить зомби на несколько групп. К первой можно отнести существ, которые уже умерли, а потом были подняты из могил или склепов с помощью магической силы (темной магии или каких-нибудь заговоров). В этом случае зомби представляют собой телесную оболочку, «духовные скрепы» которой находятся в руках мага, шамана, лича, вампира и пр. В ряде случаев душа поднятого находится в каком-нибудь предмете (кукле, камне или даже оружии). Как только он уничтожается, гибнет (второй раз) и зомби.

Боевые маги, и те адепты, которые предпочитают вести активную деятельность, то есть войну, могут поднимать не одиночек, а целые армии (серия Heroes of Might and Magic). В этом случае зомби живы до тех пор, пока их удерживает на этом свете магическая сила хозяина. Как только она ослабевает или исчезает (вместе с магом), гибнут и зомби. Маги ради разнообразия могут поднимать не только людей, но и других существ, например, собак и другую живность, вплоть до драконов, которую можно использовать себе на пользу, а другим во вред (Total War: Warhammer).

Еще одним источником для пополнения армии оживших мертвяков могут быть сами зомби, от укуса которого обычный человек быстро теряет привычный облик – его кожа высыхает, выпадают волосы, отключается мозг, он меняет новую одежду на лохмотья, теряет дар речи и становится кровожадным монстром (Stubbs the Zombie in Rebel Without a Pulse).

Встречаются и немагические способы появления зомби. В какой-то мере с магией связана телепатия. Сильный экстрасенс с помощью различных методик может подчинить себе какого-нибудь человека напрямую или с помощью различных средств связи (Command & Conquer: Red Alert 2). В этом случае подпавший под влияние телепата человек не умирает, а лишь теряет свободу воли, полностью подчиняясь своему хозяину. В данном случае жертва не приобретает каких-либо необычных качеств (силы, ловкости и пр.). Как только телепат ослабляет хватку или погибает, подчиненный ему зомби-человек приходит в себя и может вернуться к привычному образу жизни. В данном случае такой исход событий можно назвать счастливым.

Зомби в компьютерных играх. Мозги

Поедание мозгов живых – это не прихоть, а острая необходимость в выживании. Даже зомби нужны питательные вещества

Существуют примеры, когда зомбированные люди не могут вернуться к прежней жизни, потому что внешнее воздействие слишком сильно изменило их психику. В этом случае начинается новый этап существования в режиме зомби, более или менее осознанный, или не очень (S.T.A.L.K.E.R.). Человек может потерять привычный облик и превратиться в опасного для окружающих вооруженного маньяка-оборванца, а может стать адептом опасной секты, но внешне ничем не отличаться от других жителей местности.

В случае же, когда человека берет под контроль какое-нибудь существо-паразит, например, хедкраб (серия Half-Life), ждать позитивного исхода событий не стоит. После нападения на жертву хедкраб присоединяется к нервной и другим системам человека, ставя их себе на службу. Внешний облик человека стремительно меняется, обретая черты зомби. Это существо уже не обладает свободой воли и разумом (приказы отдает хедкраб, находящий на голове жертвы), его тело постепенно разлагается, движения теряют плавность, а мозговая активность всецело зависит от паразита. Избавленный от влияния хедкраба человек непременно умирает.

Зомби в компьютерных играх. Half-Life

Зомби в Half-Life после захвата хедкрабом начинают думать именно вот этой штуковиной на голове

Наиболее часто в компьютерных играх встречаются зомби, которые появились в результате инфицирования каким-нибудь вирусом (серия Resident Evil). В этом случае зомбирование приобретает характер неконтролируемой эпидемии и охватывает большую территорию и широкие массы населения (Dead Island). И вот мы видим, как законопослушные граждане превращаются в кровожадных существ, которых можно исцелить только свинцовой пилюлей в голову или живот. Массовая вакцинация или исцеление с помощью «опыления» зараженной территории противоядием не всегда помогают.

Еще одним источником формирования зомби становятся крупные или локальные техногенные катастрофы, приводящие к резкому изменению обстановки на определенной территории. В результате вызванного человеком катаклизма происходит заражение местности и, соответственно, людей, которые нередко могут превратиться в зомби (Fallout). Вернуться к прежней жизни они уже не могут. Никогда!

Во многих, но не во всех играх внешний вид зомби типичен. Это гуманоиды с испорченной кожей (зеленоватого или буроватого цветов), язвами и кровоподтеками. Нередко из-под кожи видны части костей и внутренних органов (Left 4 Dead). Это также характерно для тех особей, которые уже успели отдохнуть в могилах, а потом были срочно призваны на военную службу в частях и подразделениях вооруженных сил Зла (Warhammer: Dark Omen).

Нередко зомби ходят довольно медленно, ковыляют (Diablo), а увидев героя, тянут к нему руки, подойдя поближе, неуклюже размахивают ими (Baldur’s Gate), пытаясь нанести хоть какой-то урон. В ряде случае встречаются и довольно энергичные особи, которые могут дать фору профессиональным спортсменам и военным (S.T.A.L.K.E.R.). Зомби-интеллектуалы редки (Fallout), чаще всего это тупые исполнители, призванные задержать игрока при прохождении кампании и выполнении того или иного задания (Alone in the Dark).

Именно за умение беспрекословно выполнять приказы и бесстрашие зомби в почете у темных властелинов (Heroes of Might and Magic). Другое дело, что особой ударной мощи от зомби не дождешься, зато они красиво смотрятся в масштабных и массовых атаках на боевые порядки противника (Total War: Warhammer). Отсутствие своих мозгов приводит к тому, что зомби не против полакомиться свежим мясом обычных людей или других существ (Stubbs the Zombie in Rebel Without a Pulse).

Зомби в компьютерных играх. Dead Island

Одним из прекрасных средств «общения» с зомби из Dead Island является кувалда

Словом, зомби – это чаще всего тупая, неспешная масса кровожадных и бесстрашных особей, которые полностью подчинены воле своего господина или провокатора, заразившего их. Нередки случаи анархии среди зомби, возникшей в результате удачного или провального научного эксперимента, какой-нибудь корпорации или безумца с «комплексом Наполеона». В ряде случаях среди зомби встречаются индивиды, обладающие какими-то особыми способностями или талантами. В компьютерных играх разных жанров встречается зомби самых разных видов, типов, цветов и степеней агрессивности.

Зомби в компьютерных играх

Авторы компьютерных игр используют разные методики по формированию армий зомби, которые появляются в поле зрения игрока. В данном случае много зависит даже не от жанровой принадлежности игры, а от сюжетной составляющей, вымышленной вселенной, где разворачиваются события технологического или магического уклада, который здесь господствует. Это соответственно накладывает отпечаток на взаимоотношения внутри общества, взаимодействие между людьми и магией или технологиями.

Зомби в компьютерных играх. Zombie Zombie

Единственный способ победить зомби в игре Zombie Zombie – это помочь им упасть с высоты

За жанровые скобки хотелось бы вывести фактического родоначальника направления – игру для ZX Spectrum под названием Zombie Zombie, в которой придется взять на себя управление человечком и отправиться изучать замкнутый лабиринт, где водятся зомби. Во время игры в «кошки-мышки» необходимо заманить зомби в ловушку (на возвышенность) и подстроить все так, чтобы ничего неподозревающий монстр рухнул с нее, погнавшись за героем. Уничтожив таким образом первую группу монстров, герой пробуждает следующую партию зомби, отыскивает их, а потом опять «пускает в расход». Ужасно однообразно, но ведь это было только начало. Дальше началось настоящее веселье!

Зомби в стратегиях

В стратегиях, в отличие от игр других жанров, можно не только уничтожать зомби, но и взять их под свой неусыпный контроль и использовать в качестве послушных солдат. В зависимости от игры меняется и стратегия использования зомби на поле боя.

Одной из самых известных серий стратегических игр, в которой присутствуют зомби, является проект Heroes of Might and Magic. Начиная со второй части серии, когда среди «городов-героев» появляется Некрополис, пользователи могли вербовать в свою армию разношерстных зомби. Чаще всего они выступали в качестве монстров второго уровня, которые чуть сильнее каких-нибудь скелетов, но слабее остальных воинов. Авторы серии изображали зомби в классической манере – это полуразложившиеся существа, которые ходят, подволакивая ногу, мало восприимчивы к разного рода заклятиям, зато в ответ могут ослабить противника, «наградив» болезнью. Полагаться на зомби, даже если они были улучшены, например, до зомби-мутанта (в HoMM II) или чумного зомби (HoMM V), не стоило. Атакующие способности у этих существ минимальны, защита – так себе, передвижение – еще хуже.

Единственный плюс этих монстров – их количество. Так что на начальных этапах игры можно было использовать тактику «закидаем шапками», а на более поздних этапах отвлекать внимание более сильных юнитов противника. Нарождались зомби быстро, умирали еще энергичнее. Чаще всего местом их обитания было кладбище (HoMM II и HoMM III) или склепы (HoMM V). В последующих играх серии зомби в Некрополисе места не нашлось, темным магам хватало орд скелетов, призраков или прочих гадов. Словом, в серии Heroes of Might and Magic зомби были существами, которые когда-то умерли и были подняты из могил темными магами, чтобы использоваться в качестве не слишком мощной ударной толпы. Схожую функцию выполняют зомби в серии игр King’s Bounty, которая является прямым предшественником проекта Heroes of Might and Magic.

Зомби в компьютерных играх. Heroes of Might and Magic V

Красавчик-зомби из Heroes of Might and Magic V

В стратегии Command & Conquer: Red Alert 2 тоже появлялись зомби. Источником распространения «заразы» становится провокационный персонаж по имени Юрий, который с помощью гипноза и психического контроля обеспечил вторжение СССР на американское побережье, зомбировав некоторых ключевых фигур противостояния. Во время самой игры с помощью клонированного Юрия и настоящего Юрия можно было зомбировать вражеские юниты и перетягивать их на свою сторону. Интересно отметить, что Юрий мог зомбировать не только пехотинцев, но и технику (то есть водителей, танкистов и пр.) противника. При желании пользователь мог сколотить собственную зомби-армию и бросить ее на врага.

В продолжении Command & Conquer: Yuri’s Revenge в армии Юрия появляются новые возможности для контроля над вражескими войсками. Например, Master Mind – огромный мозг на гусеничном ходу, который мог одновременно взять под контроль несколько вражеских боевых единиц. В ряде случае в игре можно увидеть такую картину: на базу противника прет толпа зомбированных (перевербованных) юнитов, а сзади медленно движутся контролеры – Юрии и «мозги на гусеницах».

Зомби в компьютерных играх. Юрий

Юрий и парочка телохранителей – зомби-держиморд

В стратегии Kingdom Wars 2: Battles толпы зомби выступают как независимая сторона в войне, которую ведут между собой люди, орки и эльфы. Из-за постоянного присутствия орд зомби игру можно отнести не только к жанру стратегии, но и выживания, потому что неизвестно – сметет ли базу пользователя другой игрок или орда зомби. Словом, эти монстры вносят элемент неожиданности в процесс противостояния трех основных сил, воюют сами за себя и против всех.

Вообще, зомби встречаются во многих фэнтезийных стратегических проектах и чаще всего выступают в качестве пушечного мяса сил Тьмы или Зла. Классический пример – стратегия Warhammer: Dark Omen. Здесь зомби присутствуют в качестве одной из армий, которые наряду с орками, гоблинами, мумиями и другой нечистью противостоят отрядам игрока. Это слабые воины, которые самоуничтожаются, будучи сломленными в схватке. В игре их с помощью заклинаний вызывали некроманты.

Зомби в компьютерных играх. Total War: Warhammer

Зомби-драконы из Total War: Warhammer лихо выкашивают вражескую пехоту

В эпической стратегии Total War: Warhammer зомби присутствовали в армии вампиров. Кровососы использовали зомби-драконов, а также обычных зомби в роли пехоты ближнего боя, которая хороша лишь в том случае, если использовать ее в больших количествах и не против сильного или энергичного противника. Зомби в игре стоят не очень дорого, содержать их ненакладно, так что эти ребята неплохо подходят для армии на начальных этапах игры. Можно набрать орду зомби и устроить противникам зомби-апокалипсис, не дожидаясь наступления будущего.

Зомби в компьютерных играх. Myth: The Fallen Lords

Даже мелкая схватка в Myth: The Fallen Lords с зомби превращается в кровавое побоище

Словом, зомби в стратегиях (среди которых можно вспомнить Myth: The Fallen Lords (1997 г.), Master of Magic (1995), Disciples: Sacred Lands (1999) и другие проекты) появляются с завидной регулярностью. В некоторых они едва ли не постоянно присутствуют на экране, а в других мелькают на минуту-другую. Чаще всего они выступают в качестве серой толпы, которая создает массовость во время сражения. Зомби не слишком сильны, зато многочисленны, а потому фактически любая битва с их участием превращается в масштабное побоище с морями крови (где это предусмотрено рейтингом и авторами игры) и горами трупов. И чаще всего эти горы состоят из останков зомби, которых убили уже как минимум второй раз.

В общем, зомби – это податливый расходный материал для стратегов, питающих слабость к большим армиям, крупным битвам и эпическим финалам, напоминающим полотно В. В. Верещагина «Апофеоз войны».

Зомби в ролевых проектах

Участие зомби в ролевых играх предопределено тем, что они являются неплохими мишенями для оттачивания навыков рукопашного боя или магических умений у начинающих героев. Рано или поздно беспризорный персонаж ролевой игры заглянет в какое-нибудь местечко (не обязательно на кладбище, древний склеп или проклятое подземелье), где и сможет встретиться с толпой оживших мертвяков.

Ролевых игр, в которых встречаются зомби, десятки. Можно назвать только самые известные проекты. Среди них необходимо упомянуть серию Diablo. Вне зависимости от порядкового номера игры при ее прохождении пользователи обязательно встретят заторможенных зомби. Эти бедолаги медленно ковыляют в направлении жертвы, устало и с какой-то даже неохотой машут культяпками, а иногда наносят минимальные повреждения. В случае гибели зомби из Diablo в прямом и переносном смыслах откидывают конечности. Опасны эти монстры лишь на первоначальном этапе прохождения, когда герой еще не обзавелся нормальным оружием и толстой броней. Вторая опасность персонажу грозит лишь тогда, когда его окружала толпа монстров. В этом случае они задавят массой, не давая вырваться и пополнить энергию.

Зомби в компьютерных играх. Diablo

Зомби в Diablo – идеальные «мальчики для битья»

В серии игр Baldur’s Gate зомби также являются теми монстрами, на которых легко оттачивать навыки рукопашного боя, стрельбы из лука или упражняться в метании молний и огненных шаров. Зомби в играх серии встречаются не только в темных уголках этого фэнтезийного мира, но даже на фермах, лесочках, расцвеченных солнечным светом и светлых лужайках, где зеленеет травка. Зомби в игре бродят небольшими группами, готовыми нападать на героев днем и ночью. Медленно ковыляют, когда увидят персонажей, картинно размахивают руками и умирают под ударами мечей и магических посохов. В общем, хороший расходный материал Темного Властелина.

В игровой серии Neverwinter Nights героям также много приходится тренироваться на зомби, которые встречаются во многих не только злачных местах. Уничтожение этих полуголых (одеты они в какие-то обноски, напоминающие тренировочные трико) жилистых парней превращается в рутину. Перемещаются зомби не слишком быстро, но когда же вступают в схватку, то начинают двигаться более энергично. Особых хлопот при прохождении кампании зомби не создают, разве что тормозят персонажа, вынужденного отвлекаться на схватку с этими слабыми монстрами с зеленоватой кожей.

Зомби в компьютерных играх. Neverwinter Nights

В Neverwinter Nights зомби нарисованы как под копирку

В вышеназванных играх зомби очень похожи внешне и по повадкам – медленной походке, утробному рычанью, низкими атакующими характеристиками, а также быстрой смертью, наступающей после пары-тройки метких ударов. Иной раз в этих игровых сериях встречаются более выносливые особи, которые могут выдержать намного дольше нападки главного героя и даже «наградить» его чем-нибудь в ответ.

Более интересный вид зомби встречается в играх серии Fallout. Местные зомби, так называемые гули, появились не в результате подъема из могил или зомбирования, а после облучения. Ядерный апокалипсис, как-никак! Другая версия гласит, что гули в мире Fallout появились из-за действия какого-то вируса. В отличие от типовых зомби гули обладают определенным уровнем интеллекта – они мыслят, могут вести более или менее связные беседы (не все, конечно) с игроком, а не просто реагируют на его появление беспричинной агрессией. Еще они спокойно переносят радиацию и могут протянуть достаточно долго, если не нарвутся на какого-нибудь противника.

Внешне же гули не сильно отличаются от своих визави из фэнтезийных проектов. Это гуманоиды с высохшей зеленоватой или коричневатой кожей, из-под которой местами выступают кости. Из одежды гули предпочитают старые лохмотья. Очень неспешная походка с подволакиванием ног тоже присутствует. Физические кондиции находятся на низком уровне. Уничтожаются легко, ограниченно опасны только в больших количествах.

Зомби в компьютерных играх. World of Warcraft

World of Warcraft славится угловатыми фигурками персонажей, и зомби не исключение

Разумные зомби из Fallout скорее являются исключением, чем правилом в ролевых играх. Если же вспомнить такие проекты, как The Elder Scrolls, Might & Magic, World of Warcraft, а также другие менее известные серии и отдельные игры, то в них эксплуатируется ставший каноническим образ зомби – малоповоротливых, прямолинейных, тупых и недалеких монстров. Их ударная мощь невелика, а смерть они принимают легко и безропотно.

Зомби представляют хоть какую-то опасность в играх этого жанра лишь на начальных уровнях, в больших количествах, да и то в том случае, когда умудрятся окружить свою жертву плотной стеной. Чаще всего зомби заполняют собой вакуум, когда разработчики уже не решаются поставить на карте очередного скелета или стаю крыс, а для более серьезных противников время еще не пришло.

Это далеко не все компьютерные игры, в которых пользователи могут встретить зомби. Куда больше их водится в других жанровых проектах, речь о которых пойдет во второй части статьи.

Продолжение следует. Зомби в компьютерных играх. Часть 2

Похожие статьи

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии!
    Ни одного комментария еще нет. Будь первым!