Реиграбельность в играх: эх, раз, да еще раз!
Каждый пытливый геймер хотя бы раз попадал в «игровую Нарнию». Двойной клик по иконке здесь вместо волшебного шкафа – открыл и погряз в игре на веки вечные.
Сколько не играй в нее – не надоедает. Казалось бы: в уютном виртуальном мире оставлены уже целые месяцы, а в нем все еще находится что-то новое, интригующее, интересное. Какого сорта эта гейм-магия?
Ах, как хочется вернуться
Конечно, далеко не каждый проект может похвастаться такой судьбой. Да и не все игры нуждаются в том, чтобы к ним возвращались: сюжет завершен, миссии пройдены. Но есть ряд условий, при которых геймер будет рад снова запустить игру. Это называется реиграбельностью (от англ. replayability) – возможностью повторить прохождение.
Понятие реиграбельности довольно часто встречается в критических обзорах на игры, причем всегда в положительном контексте. Реиграбельность высоко ценится современными геймерами, что учитывается разработчиками, которые стремятся сделать свой проект более желанным, интересным, глубоким и, разумеется, окупаемым. Никому не нравится, когда любимый сериал подходит к концу, так же и с играми: если в игровой мир можно вернуться без утраты к нему интереса – это восхищает.
Механика реиграбельности
Что делает игру реиграбельной? Есть несколько способов обеспечить увлекательное неоднократное прохождение игры, которыми активно пользуются разработчики. Иногда это специальные приемы, но часто и вовсе получается само собой благодаря высокому качеству игры или отличной задумке.
Выбор за тобой
Игра никогда не кончится, если у нее попросту нет конца. В играх с нелинейным сюжетом, где вам не нужно проходить уровни в заданной последовательности, играх-песочницах геймер сам является творцом сюжета. Цели в такой игре часто случайны или же чисто символические. Что может быть интереснее, чем реализовать идеальный сюжет, который сам же и придумал? Примерами таких игр являются Terraria, The Sims, Minecraft, SimCity.
Безграничное творчество в Minecraft
Однако нелинейные игры не ограничиваются жанрами симулятора или песочницы. Нелинейный сюжет вполне могут иметь глобальные стратегии, MMORPG, point-and-click квесты, шутеры и адвенчуры. В игру легко внести элементы нелинейности, если сделать сюжет вариативным, как, например, в The Walking Dead: The Game, где моральный выбор протагониста меняет мир вокруг и влияет на сюжет. Это также позволяет обеспечить наличие различных концовок игры. Разные концовки стимулируют геймера на повторное прохождение с выбором другой стратегии действия. Это касается таких игр, как, скажем, Silent Hill или S.T.A.L.K.E.R.
Воин, маг или вор?
Если выбор персонажа влияет на развитие сюжета, у геймера появляется возможность пройти игру несколько раз. Желательно при этом, чтобы персонажи принципиально различались между собой. К примеру, один являлся адептом Темных сил, другой же предпочел Светлую сторону, один – выживальщик, другой – зомби и т.д. Прохождение за разных персонажей помогает по-новому взглянуть на игровой мир даже при линейном сюжете. Среди популярных игр, использующих этот прием, – Final Fantasy, Dungeon Crawl, Diablo, The Elder Scrolls, Dragon Age и пр.
Пойди туда, не знаю куда
Если в вас течет кровь Христофора Домениковича Колумба, обратите внимание на игры с открытым миром. Возможность длительного исследования заставляет нас вновь и вновь возвращаться в игру, чтобы «побродить» там. Такие игры позволяют вольготно перемещаться по карте, предполагая свободу действий. По ходу дела игра может подбрасывать протагонисту квесты, чтобы тот не заскучал.
В отличие от песочницы, открытый мир для персонажа – не полигон для творчества, а полная сюрпризов неизведанная территория
Если игра с открытым миром имеет продуманный гейм-дизайн и выдержанный баланс между свободным перемещением и драматической интригой, она с большой долей вероятности будет реиграбельной. Яркий тому пример – линейка Fallout, GTA, Far Cry, Mass Effect и Assassin’s Creed.
Улучшайзер
Обновления игры и моддинг повышают реиграбельность игры. Создание разработчиком различных дополнений и обновленных версий поддерживает интерес геймеров к продукту. Интересно зайти еще раз в игру и посмотреть, что там появилось нового. Ярким примером неподдельного интереса к аддонам служат дополнения серии игр The Sims, вызывающие у любителей симулятора настоящую истерию.
Улучшать и развивать игру могут не только разработчики. Многие геймеры сами создают моды – всяческий игровой материал, предлагаемый другим игрокам в формате свободного доступа. Чем лояльнее игра к моддингу, тем реиграбельнее она будет.
Моды создаются почти для всех популярных игр, образцовый пример – Garry’s Mod, мод-песочница для Half-Life 2
Великий рандом
Если игра все время меняется, то она никогда не утеряет своей новизны. Речь идет об играх жанра rougelike с автогенерацией карт, лута или уровней. В них присутствует «эффект киндер-сюрприза», когда игрок, затаив дыхание, ждет, что ему «попадется». Такие игры отличаются непредсказуемостью, но должны иметь хорошо продуманные и сложные правила автогенерации. Успешно этот прием применяется в играх Pixel Dungeon, T.o.M.E., Starbound, Dungeon Crawl, The Long Dark, а также некоторых других.
Вместе веселей
Некоторые люди проводят годы в многопользовательских играх, что свидетельствует о реиграбельности оснащенных мультиплеером проектов. Мультиплеер делает игру инструментом общения, а обилие игроков и непредсказуемость их поведения создают интригующее разнообразие.
В Left 4 Dead 2 друзья всегда прикроют
Есть варианты игр с кооперативным режимом, в который так весело поиграть с друзьями. Такие игры могут даже не обладать обширным контентом, но неопределенность игрового процесса будет делать их увлекательными на протяжении многих и многих часов. Речь идет о популярных MMORPG, многопользовательских шутерах, симуляторах и стратегиях.
Волшебная лавка пасхалок
В ряде игр, как в волшебной лавке, есть все: пасхалки на любой вкус, интересные побочные квесты, секреты и загадки, раскрыть которые за одно прохождение невозможно. Еще интереснее, когда в игры помещается заблокированный контент – например, новые персонажи, чит-коды, предметы или миссии, к коим возможно приобщиться лишь при повторном прохождении.
Смотри внимательнее: пасхалка в игре Uncharted 4: A Thief’s End отсылает нас к старой игре Monkey Island 2
На определенных геймеров, лояльных к пройденной игре, это действительно подействует, и они вернутся. В качестве примера такого способа повышения реиграбельности можно назвать серии Silent Hill и The Elder Scrolls, игры Resident Evil 4, Fallout 3 и др.
Наконец, ничто не сделает проект реиграбельным, если он попросту неинтересный. Игры с бюджетом, сравнимым с размером страховки мениска Криштиану Роналду, вполне могут уступить в реиграбельности старому доброму «Тетрису». Ведь мы всегда возвращаемся только к тому, что нам действительно по душе.