12.01.2018

О спорности существования игровой зависимости

Предыдущая статья
Следующая статья
В своей недавней статье «Игры как психотерапия» я писал о терапевтических эффектах видеоигр, позволяющих справиться со множеством трудностей реальной жизни.
Время чтения: 5 минут
4.7 Оценка пользователей
Поделиться:

Но, как сказал один китайский мудрец: «Дойдя до предела, вещи превращаются в свою противоположность». Поэтому сегодня поговорим о тех крайних случаях, когда попытки совладать с реальностью оборачиваются выпадением из нее в игровую зависимость.

О спорности существования игровой зависимости. World of Tanks

World of Tanks готовится к захвату умов

Вот вам пример из моей практики, показывающий, что не все так просто:

На прием приходит бабушка, жалующаяся на девятилетнего внука, просиживающего за компьютерными играми часами. Часто он даже отказывается от еды, ибо некогда, не хочется и так далее. На мой вопрос о том, как же тогда он ест, бабушка отвечает, что сама берет тарелку с борщом, хлебушек, и кормит внука с ложечки, пока тот крошит противников в «Дотке».

Оставим пока попытки кого-либо тут судить или лечить. Пример я привожу лишь для демонстрации того, что игровая зависимость – проблема комплексная, и ответственность за болезненные симптомы лежит не только на непосредственном игроке, но и на его окружении.

Собственно, зависимость – это навязчивое влечение, вышедшее из-под контроля человека. Для признания болезненности данного состояния и оказания профессиональной помощи необходимо доказать, что происходящее вредит жизни человека и становится единственным способом совладания с трудностями реальной жизни. Картина, нарисованная бабушкой, конечно же, неприятна, но у профессионального психолога возникают вопросы: как дела обстоят у внука в других сферах жизни? Насколько он действительно голодает или это фантазии бабушки? В какой мере бабушка потакает его действиям и что будет, если она изменит свое поведение? Умрет ли он от голода или нет? Где, в конце концов, родители и какое место они занимают в жизни ребенка?

О спорности существования игровой зависимости. World of Warcraft

World of Warcraft в свое время по праву считалась одной из самых аддиктивных игр

Исходя из вышесказанного, многие современные исследователи вообще отрицают существование игровой зависимости как диагноза. А те, которые все же говорят о таковом заболевании, воздерживаются от категоричных суждений. Если вкратце, то ученые утверждают, что главная причина «игровой зависимости» (уж давайте напишу теперь в кавычках) – не какой-то патологический психический процесс, а элементарный недостаток радости и впечатлений в повседневной жизни. По их мнению, зависимости от игр как таковой нет, есть лишь попытка человека самореализоваться, пусть и в такой условной реальности (хотя какая реальность не условна?).

Например, Американская психиатрическая ассоциация выделяет девять критериев игровой зависимости. Для признания человека игроманом требуется наличие пяти и более признаков из девяти. Что ж, загибайте пальцы:

  • Пациент много думает об игре, даже если занимается другими делами, и планирует, когда сможет поиграть.
  • Возникает чувство беспокойства, раздражительности, злости или грусти при попытке сократить время игры или в ситуациях, когда нет возможности поиграть.
  • Появляется желание играть больше времени и использовать для этого более мощный компьютер.
  • Пациент понимает, что должен сократить время игры, но не может себя контролировать.
  • Отказ от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу компьютерных игр.
  • Пациент продолжает играть, даже если осознает негативные последствия своей зависимости: плохой сон, опоздание в школу или на работу, слишком большие денежные траты, конфликты с близкими и пренебрежение важными обязанностями.
  • Пациент лжет родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведенном в игре.
  • Игра используется для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний.
  • Из-за игры есть риск потерять работу, разорвать отношения с близкими или утратить другие возможности.

О спорности существования игровой зависимости. South Park

Пожалуй, одна из известнейших серий South Park – Make Love, Not Warcraft

Но даже наличие большинства признаков не гарантируют разрушения личности, которое мы обычно видим при истинной зависимости, например героиновой, где присутствует физиологический аспект. Особенно шатко доводы борцов с игровой зависимостью выглядят после прочтения результатов длительных исследований. Зачастую поведение ситуативно и проходит в течение недель или месяцев само по себе. Например, в одной научной работе (эксперимент проводился на нескольких сотнях геймеров) большинство симптомов у испытуемых ушли при повторном тесте, проведенном через шесть месяцев. То есть кто-то легко может демонстрировать полный букет симптомов, а через пару недель не демонстрировать ни одного.

В психологии зависимости есть простой критерий болезни: если мешает – значит вредно. Если же человек социально адаптирован, взаимодействует с другими людьми, способен получать удовольствие из разных источников – то с ним все более-менее в порядке, насколько можно вообще быть в порядке в условиях современного мира. А если человек не радует свою бабушку и способен вертеть ею как угодно… ну вы поняли. При ближайшем рассмотрении признаки болезни можно найти где угодно – всем наверняка известен синдром студента-медика, находящего у себя симптомов кучи болезней. В психологии же есть другой интересный закон, сформулированный великим психотерапевтом и исследователем Карлом Роджерсом: «Нормальные люди – это те, кого мы плохо знаем».

О спорности существования игровой зависимости. ККИ

TES: Legends – карточные игры тоже могут вызывать симптомы, похожие на зависимость

Люди – существа увлекающиеся, такова природа высших приматов. Наш мозг устроен так, чтобы образовывать очаги возбуждения, подчиняющие себе другие области, – это называется доминантой. Благодаря увлечению и растворению в чем-то внешнем появились такие сугубо человечные вещи, как любовь, искусство и наука. Сложно вообще найти хоть одного человека, не демонстрирующего признаки зависимости по отношению хоть к чему-либо, пусть хоть в буддистском монастыре. Даже лечение наркоманов по большей части основано на замене одной зависимости (химической) на другие (религия, группа, волонтерство).

***

Возвращаясь к многострадальной бабушке… Если вы родитель, а ребенок проводит, по вашему мнению, слишком много времени за играми, то ему, возможно, действительно нужна помощь психолога. Только не по поводу игр, а по поводу других сфер жизни, в которых ему не хватает радости, свободы, самореализации. И зачастую ответственность за эти сферы лежит не столько на нем – ведь он всего лишь ребенок, – сколько на его ближайшем окружении, неспособном обеспечить условия для гармоничного развития его личности.

О спорности существования игровой зависимости. Индустрия

Кое-кто из индустрии видеоигр видит их как раз объединяющим фактором, помогающим наладить общение

Так что возможно, помощь скорее нужна родителям, а не ребенку. Объявление отпрыска игроманом и таскание его по психологам типично – лишь очередная попытка взрослых сложить с себя ответственность за происходящее в жизни семьи, объявить виноватого и попытаться его переделать в угоду своим желаниям. Вы бы захотели проводить время в мире, где вас считают виноватым и хотят переделать?

Время чтения: 5 минут
4.7 Оценка пользователей
Поделиться:

Похожие статьи

Авторизуйтесь , чтобы оставлять комментарии!
    Ни одного комментария еще нет. Будь первым!