07.12.2016
Время прочтения Время чтения: 6 минут
Оценка пользователей 4.7 Оценка пользователей
Поделиться:

Компьютерные игры в СССР в период перестройки. Часть 1

Предыдущая статья
Следующая статья
Четверть века прошло с момента распада Советского Союза, и за это время сложился ряд расхожих стереотипов об этой необычной стране.
Время прочтения Время чтения: 6 минут
Оценка пользователей 4.7 Оценка пользователей
Поделиться:

Некоторым она представляется огромной казармой, где все люди постоянно ходят строем, читают исключительно классиков марксизма-ленинизма, с воодушевлением поют гимны, а когда власти не видят, сидят на кухнях, пьют водку, закусывают солеными огурцами, бычкуют окурки в пустых консервных банках из-под зеленого горошка фирмы «Глобус» и с жаром рассуждают о политике. Часто можно услышать мнение и о том, что в СССР не было того, этого, третьего, пятого и десятого. Например, не было компьютерных игр. Это, конечно же, неправда. По развитию компьютерных технологий Советский Союз пусть и уступал некоторым государствам, но это совсем не значит, что люди здесь не стремились узнать побольше о диковинном феномене, в том числе и с помощью игр.

Компьютерные игры в СССР в период перестройки. Skool Daze

После учебы в школе запускал игру Skool Daze и превращался в злостного хулигана

Ну, погоди!

Одним из самых известных компьютерных развлечений в 1980-е гг. в СССР были простенькие электронные игры на портативных устройствах с жидкокристаллическим экраном. Под маркой «Электроника ИМ» (где «ИМ» означал «игры микропроцессорные») выпускалась целая линейка одинаковых на внешний вид устройств с простенькой начинкой – компьютерными играми, работающими по схожему принципу, хотя и отличающимися некоторыми графическими изысками.

«Электроника» не являлась отечественной разработкой, а представляла собой переделку серии Game & Watch от компании Nintendo. Каналом поставок были люди, имеющие возможность выезжать в те годы заграницу. Заметливые и энергичные, они приобретали за кордоном всякие интересные вещицы, а потом с помощью друзей, используя формальные и неформальные связи, распространяли купленные диковинки на родине. Так что продукция японских разработчиков довольно быстро попала в руки отечественных инженеров и производственников, которые ее изучили и на основе «враждебных» западных технологий создали свои аналоги. Всего-то нужно было: разобраться в железе и алгоритме программ, скопировать их, переделать эмблемы на корпусах игры с зарубежных образцов на отечественные, после чего простенькое развлечение было готово к употреблению. Его можно было продавать по твердым ценам (23-25 рублей) многотысячными тиражами. Благо, что западные конкуренты все равно не могли ничего с этим поделать. Железный занавес, господа капиталисты!

Компьютерные игры в СССР в период перестройки. Микки Маус

Сначала был Микки Маус, его в последующем заменили волком, а Минни – зайцем

Концепция всех игр, а было их несколько десятков, была до чрезвычайности проста – нужно вовремя нажать на одну из четырех (в ряде случаев двух) кнопок, чтобы персонаж на экране совершил определенное действие или произошло какое-нибудь событие, например, передвинулся мостик. Идея пришла разработчику игр Гумпею Ёкои совершенно случайно. Во время поездки на поезде он увидел скучающего человека, который от нечего делать развлекался, нажимая на кнопки калькулятора. И тогда Ёкои подумал, а почему бы не сделать поездку людей более интересной. Для этого нужна какая-то малость – дать пассажирам миниатюрное игровое устройство. Так появились игры Game & Watch, владельцы коих получили возможность активно развивать «ручной интеллект», развлекая себя простенькими игрушками во время монотонных будней.

В одной из игр серии американский Микки Маус должен был с помощью корзинки ловить яйца куриц-несушек. Персонаж мог занимать всего четыре позиции, чтобы поймать яйца, катящиеся с двух верхних (правой и левой) и двух нижних (тоже левой и правой) горок. Чем больше яиц ловил герой, тем более интенсивно начинали нестись куры, так что нужно было все энергичнее перемещать бездонную корзину в одно из четырех положений. Правила игры позволяли упустить несколько яиц, после чего приходилось начинать игру с самого начала. Помимо собственно игр, устройство было снабжено электронными часами.

Компьютерные игры в СССР в период перестройки. Осьминог

Вроде бы только две кнопки, а удовольствия… на миллион рублей

Кроме ловца яиц Микки Мауса, было множество других персонажей, завлекающих в свои сети игроков. Можно вспомнить веселого повара, жонглирующего продуктами с помощью сковородки; хоккеистов, которые были по воротам точно в «девятки»; охотника, отстреливающего уток. Были в серии и экзотические игры: например, нужно было успеть ставить решетку на одном из четырех окон домика, прежде чем в него мог ворваться грабитель, или ставить мостик над пропастями, чтобы в них не упали космонавты, которые, словно эквилибристы, прыгали, стараясь перебраться из ракеты в луноход. А еще была возможность примерить на себя роль защитника космического корабля от летающих тарелок, водолаза, ворующего сокровища под клювом у заторможенного осьминога, водителя гоночного болида, обезьяну-вратаря и др.

Эти игры выпускались несколькими производственными объединениями и в больших количествах продавались в магазинах. Правда, в основном почему-то на прилавках попадалась игра «Ну, погоди!», остальные были менее распространены, что создавало благодатную почву для обмена. Можно было дать поиграть на день-другой «Веселого повара», а в ответ получить «Тайну океана» или «Автослалом». Были случаи, когда давали «Ну, погоди!» поиграть «безлошадному» товарищу на время, а взамен получали что-нибудь нужное и навсегда. Время было такое – некоторые начинали заниматься коммерцией с младших классов. Кстати, такую игрушку можно было собрать и с помощью одного из наборов конструктора «СТАРТ». В коробке были экраны, кнопки, корпус, комплектующие и пр. Все было просто: собрал – поиграл – разобрал и спрятал подальше от посторонних глаз!

Следующим шагом были игрушки со сменяемыми экранами (!). Да, именно экранами, а не картриджами, как могли подумать некоторые любители приставок. Этот вариант игры состоял из двух частей. В нижней была система управления – кнопки, а в верхней – экран с игрой, который присоединялся к управляющей части через разъем. Игры здесь были знакомые: «Ну, погоди!», «Веселые футболисты» и др. Более экзотической была игра «Электроника ИМ-27», сделанная в виде бинокля, в которой нужно было управлять космическим кораблем и сбивать инопланетных врагов. В игре было стереоизображение, а экран был почти цветным, что было достигнуто с помощью кальки.

Компьютерные игры в СССР в период перестройки. Экраны

Сколько экранов, столько и игр

Игры серии «ИМ» выпускались и после распада СССР. Временами наступал их кратковременный «ренессанс». Внезапно школьники доставали из хранилищ эти «кирпичики» с жидкокристаллическими экранами и начинали ловить яйца волком, отбивать мячи обезьяной и воровать сокровища на глубине морской анемичными водолазами. Поветрие держалось некоторое время, а потом сходило на нет, чтобы вновь вспыхнуть с новой силой через несколько лет.

Игровые автоматы

Еще одним типом компьютерных развлечений, распространенных на просторах СССР, были игровые автоматы. Кто-то сейчас может вспомнить такие известные игры, как «Морской бой», «Баскетбол», «Гонки», в которые можно было развлекаться на громоздких аппаратах. За несколько копеек эти агрегаты давали почувствовать себя, например, капитаном подводной лодки, затаившейся в глубине и ждущей вражеские корабли, чтобы в самый ответственный момент залепить им в бок торпеду. Такие автоматы стояли на многих вокзалах, аэропортах, кинотеатрах и в специальных игровых комнатах. В этих играх активно использовалась оптика, различные механические элементы, всевозможные антуражные приспособления – ружья, перископы и рули, поэтому их нельзя назвать полноценными компьютерными развлечениями.

Компьютерные игры в СССР в период перестройки. Каратека

В эту игру можно было поиграть на автомате – за деньги, а дома бесплатно

Но были среди них и другие агрегаты, с помощью которых действительно можно было сыграть в настоящие компьютерные игры, а не имитации. Таковыми были игровые автоматы ТИА-МЦ-1 (Телевизионный игровой автомат многокадровый цветной). У этого игрового автомата был процессор, цветной экран с разрешением 256 на 256, кнопочная система управления. Изображение здесь делилось на пиксели, из которых и составлялись простенькие угловатые фигурки персонажей и фоновые пейзажи. Это сейчас игроки избалованы высоким разрешением в играх. Чуть что – сразу воют, мол, корявая графика, низкое разрешение, фигурки героев так себе, и вообще «фу-у-у». А тридцать лет назад фактически любое изображение на компьютере – это как откровение. И не беда, что персонажи не очень-то похожи на настоящих. Была бы игра, а фантазия дорисует картинку и сделает ее не просто реалистичной, а сверхреалистичной.

Компьютерные игры в СССР в период перестройки. Сафари

Вот мы и на сафари: знай себе отстреливай виртуальную живность

Помню случай в городе Петров Вал. На железнодорожном вокзале кипит жизнь – люди с сумками бродят по зданию, стоят за билетами в кассы, угощаются в пирожковых. В общем, все развлекаются, как могут. А один мужчина с супругой нашел занятие поинтересней – он играл в компьютерную игру на автомате, который находился недалеко от входа в помещение. Это была стрелялка под названием «Сафари». Суть заключалась в том, что по нижней полосе цветного экрана движутся несколько пикселей, изображающих охотника на коне и с ружьем, по полосе чуть выше несутся строем антилопы, «этажом» выше – какие-то быки, а по верхней полосе изредка неспешной походкой проходит носорог. Задача охотника – убить всех зверей и при этом не упасть с лошади, которая должна в нужный момент перепрыгивать препятствия.

Надо сказать, что неизвестный мужчина справился с задачей блестяще: меткими выстрелами он убрал с экрана всех оленей, быков и носорога тоже. В итоге охотник продолжил просто так скакать без надежды на встречу с новым зверьем. Мужчина сказал: «Ой, а почему больше никого нет? Хочу еще!» Ответа не дождался – игра не захотела «рожать» новые цели. И в этот ответственный момент к станции подошел наш поезд…

Помимо «Сафари», встречались и более разноплановые игры. Среди самых известных была игра по сказке «Конек-Горбунок». В игре приходилось перевоплотиться в Иванушку, который получал задания от неугомонного и невзрачного царя. Механика была проста – управлять героем, сидящим на Коньке-Горбунке, и последовательно пересекать слева направо игровые экраны, преодолевая различные препятствия – ямы, озера, какие-то булыжники, плюющихся огнем дракончиков. Раз в несколько экранов удавалось выполнить задание – обогатить монарха или решить личный вопрос.

В игре S.O.S. главным героем выступал космонавт в желтом скафандре, который отзывался на послание о помощи, отправленное с космического корабля, захваченного пиратами. Герою нужно было также пересекать игровые экраны, бегать, перепрыгивать препятствия, стрелять в противников (в этот момент появлялось отдельное окошечко с прицелом и двигающимся врагом). Потратив несколько минут и виртуальных жизней, можно было получить моральное удовлетворение от того, что удалось наказать комическое зло.

В сказочном проекте «Снежная королева» приходилось брать на себя роль Герды и последовательно проходить уровни, населенные всякими монстрами. Так, один из этапов напоминал лабиринт из игры Pac-Man, где нужно было собрать букеты цветов. На других уровнях нужно было просто бегать, прыгать и уворачиваться от встречных уродцев или убивать их, не забывая забираться все выше по этажам и лестницам, которые вели на следующий уровень. В финале героиню ждала встреча с пиксельным Каем. Ах, любовь!

Еще можно вспомнить «Бильярд», «Кот рыболов», «Автогонки», «Остров сокровищ» и несколько других простеньких игр, которые в первую очередь были рассчитаны на реакцию и по тем временам казались очень сложными. В том нет ничего удивительного. Это сейчас у многих есть мобильные телефоны, в которые они непрерывно тыкают пальцами, изображая на физиономии повышенный уровень озабоченности. У советских граждан такой техники не было, а потому давить на кнопки в нужный момент умели немногие. Научиться этому за краткий сеанс игры было почти невозможно. Кроме того, подобные навыки были без надобности – других хватало. То ли дело сейчас: некоторые малыши еще не умеют толком говорить и передвигаться, но уже не расстаются со сложными устройствами.

Компьютерные игры за деньги на автоматах позволяли на короткий промежуток времени погрузиться в виртуальные миры. Зато каждое прикосновение к этому феномену вызывало восторг, а победа в игре или достижение какого-нибудь рекорда по очкам (например, отловил волком 451 яйцо) было сродни спортивному достижению. Гордость за свою крутизну на неделю вперед была обеспечена. А в это же время тихой сапой, параллельно с крошечным сектором игровых автоматов, в СССР медленно вызревала индустрия домашних компьютеров, на которых можно было «рубиться» в игры столько, сколько душе угодно. Об этом читайте во второй части нашего повествования!

Продолжение следует. Компьютерные игры в СССР в период перестройки. Часть 2

Похожие статьи

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии!
    Ни одного комментария еще нет. Будь первым!