16.12.2016
Время прочтения Время чтения: 6 минут
Оценка пользователей 5 Оценка пользователей
Поделиться:

Что не так с моральным выбором в компьютерных играх? Часть 1

Предыдущая статья
Следующая статья
Игры с возможностью поиграть в плохого и хорошего полицейского уже прочно вошли в индустрию и нашли множество поклонников.
Время прочтения Время чтения: 6 минут
Оценка пользователей 5 Оценка пользователей
Поделиться:

Возможность морального выбора добавляет игре глубины и драматичности, а игрокам такой подход позволяет покрепче срастись со своим персонажем, придать ему свои черты и мораль. При этом можно и поэкспериментировать, делая такой выбор, который они бы никогда не сделали в реальности. К тому же это мотивирует игроков перепройти игру еще раз, действуя диаметрально противоположным способом.

Популярность подобных игр в последнее время только возрастает. Недавно проводились исследования, наглядно продемонстрировавшие, как подобные игры улучшают эмоциональную отзывчивость игроков. Студенты-добровольцы играли в тетрис и детектив с трагической историей и моральным выбором. После игры им было предложено посмотреть на изображения лиц и оценить их эмоции. Те, кто играл в детектив, смогли более развернуто и точно оценить то, что происходит с человеком на фотографии. Подобные исследования даже дают право полагать, что после дополнительных изучений аналогичную методику можно применять для диагностики некоторых психических отклонений. Однако все ли так просто и гладко?

Результат должен быть предсказуем?

Моральный выбор в компьютерных играх. Mass Effect

В зависимости от того, выберет ли игрок путь отступника или нет, главный герой игры Mass Effect будет иметь разную внешность

Каждый ли игровой выбор, который нам предоставляется в процессе прохождения игры, можно назвать полноценным и состоятельным?

Для примера возьмем Fallout 2. Мир погружен в хаос и погряз в насилии. В этой игре практически все поступки разделены на хорошие и плохие. Уровень вашей кармы в результате этих действий определяет то, как к вам будет относиться местное население. И это правильно: ведь чтобы моральный выбор действительно имел содержание, необходимо, чтобы результат его что-то менял, причем желательно кардинально. Например, вы спасете одного героя, но с другой точно погибнет, и все фракции, что с ним связаны, будут вас ненавидеть. Или что-то в этом духе. Как это реализовано в Fallout 4 – стоит вам помочь одним, как все, кто связан со вторыми, становятся враждебными и не дают вам больше квесты их фракции.

Помимо этого, в игре Fallout 2 вы могли решить судьбу города Джанктауна. Главный герой мог поддержать либо шерифа (хорошего парня), либо владельца казино (не очень славный парень). По мере своих действий можно было наблюдать, как город превращался в огромный развитый центр под началом шерифа, или тонул в грязи и продажности при правлении плохого парня. Самое интересное, что при изначальной разработке планировалось, что все будет наоборот: шериф просто воспользуется доверчивостью игрока, который решит пойти по пути совести, а владелец казино действительно возьмется за финансовое развитие города. Но разработчики побоялись разочаровывать игроков слишком реалистичной и нелогичной для их действий историей.

Моральный выбор в компьютерных играх. Witcher III

Witcher III часто ставит игроков в затруднительное положение и предоставляет сложные выборы, которые влекут за собой порой крайне непредсказуемые события

А вот создатели Wither III не побоялись. Их мораль настолько же размытая, настолько нелогичная и непредсказуемая для игрока. В общем, прямо как в жизни. В итоге многие игроки испытывают постоянное напряжение и сложности при выборе того или иного варианта и попытки оценки возможных последствий. Я знаю игроков, которые откладывали решение на какое-то время, потому что боялись ошибиться. И это еще один признак состоятельного морального выбора – он должен быть действительно трудным. И на этом этапе спотыкается почти каждая система выбора в игре. Если один из вариантов явно попроще – его выберут все.

Допустим, для какой-нибудь миссии гораздо проще убить всех противников. При этом вы получаете штраф к репутации, но это не слишком великая плата за то, чтобы сэкономить время на переговорах или немного денег. А если бы после этого все законопослушные люди перестали с вами торговать и контактировать и вам бы пришлось уходить в подполье, вы бы лишний раз подумали. Какой вариант вы выберете? Правильно, самый выгодный для себя на этот момент. Но по большей части моральный выбор в компьютерных играх не представляет особых трудностей для игроков. И самая большая проблема в том, что они рассматривают моральные и безнравственные поступки как эквивалентные.

Все хотят быть хорошими

Моральный выбор в компьютерных играх. Fable 3

Игра Fable 3 в принципе целиком завязана на тех выборах, которые предпочитает игрок

Одна из особенностей, которую можно наблюдать в играх с моральным выбором, – почти все люди стараются играть за хороших ребят. Это поразительно, но за злодеев начинают играть только 10% игроков. К таким же выводам пришла игровой критик Аманда Ландж, подводя итоги своего небольшого исследования о том, как игроки взаимодействуют с системой морального выбора.

Исследование показало, что игроки, как правило, не хотят отыгрывать плохих героев и стараются делать такой выбор, который наиболее точно отображает их взгляд на вещи в реальном мире. Результаты опроса более тысячи игроков показали, что средний игрок при взаимодействии с системой морального выбора, которая дает ему только хороший и плохой путь развития, предпочтет быть хорошим. Люди более заинтересованы в изучении пути героя, который наиболее отвечает их собственным моральным принципам.

Тем не менее при повторном прохождении игры наиболее часто выбирается именно злой образ героя и отыгрывание этой роли. Но какой процент игроков пойдет на повторное прохождение?

Моральный выбор в компьютерных играх. Диаграмма

Эта диаграмма составлена на основе ответов тех, кто проходит игру лишь единожды. Как мы видим, подавляющее большинство предпочитают играть в соответствии с общепринятой моралью.

Остальные поступают так же, как и в жизни, и лишь малая часть предпочитает плевать на все этические и моральные условности

Эти данные вызывают у разработчиков настоящую боль, поскольку на создание темной стороны игры, ее особенностей и заданий уходит огромное количество часов, а ее увидят только 10% игроков при первом прохождении плюс те, кто любят повторные прохождения. Эти десять процентов четко осознают, что они – это не этот аватар в игре. Поэтому они позволяют себе экспериментировать и пробовать что-то, радикально отличающееся от их взглядов. Ими движет интерес к тому, чтобы узнать, что будет, если они буду действовать не так, как они бы поступили в реальности. Ведь считается, что быть плохим парнем весело.

Исходя из подобных данных, кажется, что большая часть игроков не испытывает никакого интереса к той стороне сюжета, которая находится за гранью их моральных принципов. Это вызывает у гейм-дизайнеров множество интересных вопросов.

Моральный выбор в компьютерных играх. Мор. Утопия

Игра Мор. Утопия предлагает бороться за каждую жизнь. Конечно, есть исходы, в которых могут выжить все дорогие и важные люди, но чаще всего спасти всех не удается

За последние десять лет моральный выбор в компьютерных играх стал встречаться намного чаще. Во многих играх присутствует моральный выбор, который влияет на вашу карму: Fable, Mass Effect, BioShok, Dragon Age, Skyrim и другие. Все они содержат выбор, который игра впоследствии оценивает.

Игры могут определять хорошие и плохие поступки по-разному, исходя из личной морали создателей игры. Но есть и общие постулаты. Большинство игр признают насилие проявлением злой стороны персонажа, и это происходит вне зависимости от того, что в другие моменты игра может быть чрезвычайно жестокой. В то время как защита свободы, социального равенства и справедливости признаются хорошими и одобряются. Предательство бывших друзей – плохой поступок, как и не помогать тем, кто обращается к герою за помощью.

Как правило, игры считают плохими те действия, которые совершаются из расчета чистой прибыли и вознаграждают за бескорыстие. При этом игрок может не заботиться об обогащении и действовать с целью прокачки морали. И такую «бескорыстность» игра тоже поощряет. Это одна из дилемм компьютерных игр.

Побыл хорошим, побудь и злым

Моральный выбор в компьютерных играх. Black and White

Игра Black and White еще в начале 2000-х давала игрокам почувствовать ответственность за свои решения. В зависимости от того, как игрок обращался с людьми, которые в него верили, его рука и храм принимали ангельские или дьявольские черты, строения города приобретали угловатые черты или обрастали узорчатыми зелеными лианами. Питомец бога тоже имел свой нрав, который можно было воспитывать. К слову, он мог быть абсолютно противоположным самому игроку

Исследования на тему того, как люди играют в игры с моральным выбором, проводились еще в 2013 году. Они выявили, что в игре Fable только 10% игроков выбрали отыгрывать темную сторону. По сообщениям команды BioWare, только треть игроков выбирала отрицательные действия для персонажа в игре Mass Effect 3. Возможность выбора не слишком отражается на статистике игроков, которые в играх с моральным выбором становятся положительным персонажем. Возможность стать отрицательным персонажем они оставляют на повторное прохождение, но уже с меньшим приоритетом – ведь они же уже прошли игру «правильно». Также исследования не учитывают возможную корреляцию морального выбора и пола игрока и его персонажа.

Аманда Ландж в своих опросах среди игроков поднимала и эту тему. Известно, что мужчины чаще выбирают и отыгрывают персонажа, который от них отличается. А женщины предпочитают создавать персонажа, который похож на них, но чаще делают романтический выбор в играх, отличный от того, который бы они сделали в реальной жизни. Ландж задалась вопросом, существует ли корреляция между женщинами-игроками и отрицательной составляющей игр. Если женщины чаще выбирают в романтических играх то, что более отличается от реальности, могут ли они и при моральном выборе вести себя от противного?

Плохой противоположный пол

Моральный выбор в компьютерных играх. Мужчины и женщины

Мало кто изучал вопрос того, различаются ли мужчины и женщины в вопросах морального выбора

Для исследования были отобраны чуть более тысячи геймеров из различных интернет-сообществ. Большая часть аудитории представляла мужчин. Выборка слишком маленькая, чтобы говорить о серьезных выводах, и к интерпретации результатов стоит подходить довольно аккуратно. Однако можно отследить некоторые тенденции, которые как минимум могут быть поводом для дальнейшего изучения.

Так, опрос показал, что 39% респондентов проходили игру только один раз. 59% играли за «хорошего парня», 39% не концентрировались на выборе, стараясь действовать так, как им подсказывала их собственная совесть. 5% играли исключительно за злодеев. Из этого следует, что большинство игроков не хочет играть за героя, который слишком уж отличается от них самих по моральным принципам.

Многие из тех, что проходят игру по второму разу, мотивируют это тем, что хотят увидеть те моменты, которые они пропустили в первый раз, и посмотреть различные варианты сюжета. Также они хотели заработать достижения и трофеи, которые пропустили при первом прохождении.

Из тех, кто проходит игру повторно: 63% первый раз проходили, стараясь всегда делать максимально хороший выбор, 27% отвечали так, как велела им совесть, 9% проходили игру первый раз, отыгрывая плохого парня. Для повторного прохождения они выбрали: 49% – темную сторону игры, 35% – решали моральные дилеммы, исходя из своих личных принципов, 16% старались быть хорошими.

Моральный выбор в компьютерных играх. Пол

Такие ответы мужчины давали на вопрос о том, меняют ли они пол своего персонажа при повторном прохождении игры. Респонденты поделились во мнениях почти поровну

Результаты опросов показали, что нет сильных различий между мужчинами и женщинами в предпочтениях отыгрывания плохих или хороших героев. Это говорит о том, что между полом игрока и моральным выбором для персонажа нет никакой особой связи.

Зато между полом персонажа и его моральным поведением все не так уж однозначно. 9% мужчин сказали, что всегда для игры выбирают противоположный пол. В общей сложности из 569 мужчин 63% утверждали, что предпочитают для первого прохождения выбирать мужского персонажа, а на повторное – женского. Те же, кто предпочитал не менять пол своего героя, не меняли тактику морального выбора и реже выбирали темную сторону при повторном прохождении, предпочитая хороший моральный выбор или нейтральный.

Выборки женщин недостаточно, чтобы сделать обоснованное утверждение. Однако опрос показал, что женщины также проходят первый раз игру за женского персонажа, однако те из них, кто меняет пол персонажа для повторного прохождения, чаще при моральном выборе действуют вопреки морали. Конечно, для достоверности необходимы дополнительные исследования, но, возможно, игрокам проще отыгрывать злого персонажа за героя противоположного пола.

Продолжение следует.

Похожие статьи

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии!
    Ни одного комментария еще нет. Будь первым!