25.11.2016
Время прочтенияВремя чтения: 6 минут
Оценка пользователей0Оценка пользователей
Поделиться:
Другие статьи

А я милого узнаю по походке: типажи злодеев в RPG и экшене

Предыдущая статья
Следующая статья
Скажи мне, кто твой враг, и я скажу тебе, кто ты. Сила протагониста игры всегда определяется силой его противников.
Время прочтенияВремя чтения: 6 минут
Оценка пользователей0Оценка пользователей
Поделиться:

При внешнем разнообразии злодеев RPG и экшена их несложно разделить на узнаваемые типажи со специфическими чертами. Само по себе наличие типажей не делает персонажей скучными, но позволяет предсказать их линию поведения и угадать возможный финал.

Чтобы расширить рамки, мы рассмотрим и сопредельные жанры: action-adventure и шутеры с ролевым уклоном.

Итак, 10 типажей современных злодеев!

Благородный злодей

Строго говоря, благородный злодей – это даже не злодей. Изначально он руководствовался исключительно благими помыслами, которые, согласно канону, привели его ад, если считать таковым разрыв с прежними друзьями и сторонниками. Но в определенный момент по воле рока герой и всеобщий любимец превращается во врага и изгоя. Причин может быть множество:

  • банальное сумасшествие (но это всегда скучно, поскольку безумие не имеет прямой связи с сюжетом);
  • разоблачение главного героя (который сам не всегда абсолютно положителен) и следующее за ним решение жестко с ним бороться;
  • воспитание (сам-то злодей хороший, но воспитали его откровенные мерзавцы, что неминуемо сказывается на его методах достижения цели);
  • наличие изъяна, рано или поздно проявляющего себя (жадность, жажда власти, тщеславие и т. д.).

Типажи злодеев в RPG и экшене. Final Fantasy VII

Хотя Сефирота из Final Fantasy VII критики любят называть одним из выдающихся игровых злодеев, в строгом смысле он и не злодей вовсе

Зачастую мотивы благородного злодея остаются безупречными с моральной точки зрения, но в таком случае его способы работы не выдерживают никакой критики, что и позволяет отнести его к данной категории.

Злой гений

Этот антагонист вовсе не считает себя злодеем, ведь он заботится о всеобщем благе. Если нужно истребить три четверти человечества, то только для того, чтобы оставшаяся четверть жила в процветании и комфорте. Если он проводит чудовищные испытания на людях, то затем, чтобы изобрести вакцину от всех болезней, и неважно, сколько жертв для этого необходимо принести. Если злой гений строит тоталитарное государство, то исключительно из желания оградить нестабильные умы от агрессии крупных держав.

Основные черты злого гения:

  • невероятно изощренный ум. Без него он стал бы обычным сумасшедшим с манией величия;
  • грандиозные планы по захвату мира. Такому уму требуется размах, а его цели обязательно связаны с изменением миропорядка;
  • красноречие и харизма, позволяющие вербовать помощников и привлекать рабов;
  • пренебрежение грязной работой (иначе зачем нужен штат помощников?). Впрочем, здесь есть исключение – экспериментатор, не брезгующий лично разделывать трупы и проводить другие сомнительные манипуляции;
  • отсутствие личных мотивов. Он готов убивать, пусть и не своими руками, не потому, что его бабушку убил соперничающий клан, а потому, что полон социально полезных идей.

Типажи злодеев в RPG и экшене. Republique

Лицо Кенихиро Треглазова из Republique почти всегда скрыто от игрока, что неудивительно: злой гений тщательно оберегает свое личное пространство, хотя с легкостью посягает на чужое

Благодаря этим качествам угроза миру с его стороны становится вполне реальной.

Великий мститель

Он, как и благородный злодей, тоже когда-то был хорошим (или хотя бы адекватным), но коварные недруги убили его семью, лишили его памяти или обидели любимую собачку, и теперь он решил мстить. Великий мститель горит праведным гневом, поэтому не всегда может рассчитать силу, а значит, способен принести вред не только врагам, но и совершенно невинным людям, а иногда и себе самому. Но даже если такое случается, не страшно, ведь его обида стоит больше, чем слезы всех этих жалких червяков.

Типажи злодеев в RPG и экшене. God of War

Кратос из God of War не смог простить Аресу убийство своей семьи

Великого мстителя можно узнать по:

  • личному мотиву. Собственно, без него данный типаж просто невозможен;
  • безапелляционной манере речи. Он уже давно вынес приговор своим обидчикам, поэтому разговаривает с ними с позиции неумолимого судьи;
  • полной сосредоточенности на цели. Его жизнь подчинена идее мести, и если он, воздав врагам по заслугам, не погибает, разработчикам приходится хорошо подумать, что делать дальше с этим персонажем.

Большой начальник

Хмурый вид, угрюмый голос, легкая усталость в облике – так можно описать большого начальника. Как и злой гений, он вовсе не считает себя злодеем – просто работа у него такая. Он бы и рад от нее избавиться, но обстоятельства мешают: прибыл отряд по зачистке из другой галактики; никто, кроме него, не в состоянии противостоять ордену Пожирающих Сардельки; у него, в конце концов, ипотека с высокой ставкой. Одним словом, большой начальник творит зло не из мести или любви к искусству, а исключительно по долгу службы, в соответствии с утвержденным расписанием.

Типажи злодеев в RPG и экшене. Mass Effect

Призрак из вселенной Mass Effect считает, что действует во благо человечества

Отличительные черты этого типажа выделить нетрудно:

  • статусная должность. Иногда он создает организацию, воплощающую в жизнь его принципы. Естественно, сам же ее и возглавляет;
  • как и злой гений, руководствуется общественным благом, но, в отличие от него, не стремится вербовать новых сторонников. По его мнению, поставленная задача и так значима, чтобы завлекать многочисленную публику;
  • рьяное следование инструкциям и кодексу поведения, часто им же самим и изобретенному;
  • едва читаемая грусть во взгляде, вызываемая непомерно тяжелой задачей спасения мира, которую большой начальник взвалил на плечи.

Убийца-садист

Небо содрогнулось, когда он появился на свет, ведь мир еще не видел равного ему в жестокости. Тренируясь на курицах и овечках, начинающий убийца-садист постепенно перешел на людей, и нет никого, кто был бы более изощрен в пытках и казнях, чем он. Ближайший киноаналог – помощник главного злодея в бондиане, щелкающий черепа противников, как орехи.

Типажи злодеев в RPG и экшене. Ведьмак

Призвание Профессора из «Ведьмака» – убивать

Перепутать с другим типажом убийцу-садиста невозможно:

  • внешне он напоминает гибрид богомола с танком, благодаря чему отсеивается половина потенциальных оппонентов. Даже если его вид не устрашает, особенным изяществом все равно не отличается;
  • имеет навыки рукопашного боя и владеет всеми необходимыми в условиях конкретной игры видами оружия;
  • голову чаще всего использует, чтобы бить, а не думать. Предпочитает действовать по золотой схеме «пришел, увидел, расчленил»;
  • подчиняется руководителю (как правило, представляющему один из вышеописанных типажей), позволяющему ему умеренно проявлять природную склонность к насилию и садизму;
  • изредка имеет небольшую слабость (например, не убивает зеленоглазых людей, потому что у его мамочки были зеленые глаза), что делает его портрет еще более трогательным.

Злодей-искуситель

Протагонист игры благороден (почти обязательно) и прекрасен (обязательно), а цели его высоки и священны. И достиг бы он их без особых проблем, если бы не проклятый злодей-искуситель, то и дело вставляющий палки в колеса. Искуситель не требует и не настаивает, он даже готов быть любезным с героем. Все, что ему нужно, – чтобы протагонист отказался от священной цели или хотя бы отложил ее на время. Взамен искуситель делает герою предложение, от которого сложно отказаться, – и далеко не всегда он отказывается.

Типажи злодеев в RPG и экшене. Принц Персии

Перед чарами Кайлины не устоит даже Принц Персии

Злодей-искуситель маскируется, но и его можно разоблачить:

  • если есть типаж злодея, ассоциируемый с женским полом, то это именно тот случай. Прекрасные соблазнительницы с едва прикрытыми туниками телами, конечно, заставят сомневаться самого стойкого праведника. Ее голос так дрожит, а фигура так хороша – может, ну его к черту, это спасение мира?
  • искуситель может быть и мужчиной, но тогда предлагает он, разумеется, не себя, а власть, деньги и почет, и каждая беседа с ним является вариацией разговора Христа с дьяволом в пустыне. При этом внешность у него в основном непримечательная, так как акцент делается на предложении, а не на самом герое.

Злодей-неудачник

С одной стороны, большинство злодеев можно признать неудачниками – хотя бы потому, что они в конце концов проигрывают положительным героям. С другой, именно представители этого типажа с самого начала ведут себя так, что становится ясно: в итоге их ждет неминуемое поражение.

Типажи злодеев в RPG и экшене. Manhunt 2

Доктора Пикмэна из Manhunt 2 вы начинаете ненавидеть почти сразу

Злодей-неудачник настолько отвратителен и несимпатичен, что буквально напрашивается на фиаско:

  • в его облике всегда есть что-то отталкивающее, будь то непомерная грузность, сальный взгляд или неприятная ухмылка. Антагонист, как правило, привлекателен, и, делая из него уродца, разработчики лишают его шансов на симпатии игроков;
  • его действия так же омерзительны, как и внешний вид. Чем бы он ни занимался, он всегда перегибает палку, так что игрок вполне искренне желает ему смерти.

Иначе говоря, представители типажа злодея-неудачника изначально обречены если не на гибель, то на полное крушение планов, что во многих случаях еще хуже гибели.

Злодей под прикрытием

Чаще всего злодей открыто объявляет свои намерения и не особенно скрывается, уверенный в собственной силе. Но иногда главный антагонист выбирает другую тактику, предпочитая вершить свои грязные дела, прикрываясь добрыми намерениями. В таком случае он разворачивает бурную деятельность, доказывая обществу, что даже главному герою далеко до его моральных высот. Но рано или поздно пелена с глаз спадает, и миру предстает истинное лицо злодея во всем его мрачном великолепии.

Типажи злодеев в RPG и экшене. Bioshock

Фрэнк Фонтейн из Bioshock вместе с семьей

Выделить отличительные черты злодея под прикрытием сложно, поскольку он имеет страсть к маскировке, есть лишь некоторые признаки, по которым его можно узнать:

  • разные имена, грим, дезинформация – он использует все, чтобы запудрить мозги общественности;
  • он всегда социально активен, демонстрируя публике благородные намерения. Даже положительный герой (часто инертный в начале действия) блекнет на его фоне;
  • амбиции злодея под прикрытием заставляют его тяготеть к проявлению настоящей сущности, что в итоге приводит к неутешительному для него исходу.

Злодей Достоевского

Далеко не всегда злодей согласен считать себя таковым – бывает, что он искренне верит, что поступает во благо других людей. Но злодей Достоевского всегда понимает, что приносит страдания, однако по определенным причинам не способен остановиться. Он причиняет боль жертвам, из-за чего может по-настоящему страдать, но выйти из этого замкнутого круга просто не в состоянии.

Типажи злодеев в RPG и экшене. Heavy Rain

Скотт Шелби из Heavy Rain пытается вразумить нерадивых отцов, подвергая опасности жизнь их детей

Его мотивы варьируются в зависимости от истории:

  • общественный долг (он воспитан представителями данной расы и в благодарность за это считает себя обязанным убивать чужаков);
  • помощь близким (его семью захватили в плен недруги, и теперь он вынужден выполнять их приказы);
  • желание научить чему-то своих жертв через страдание, преподнести им моральный урок и наставить на путь истинный.

Руководимый первыми двумя мотивами персонаж вряд ли займет центральное место в сюжете, но третий мотив вполне способен превратить злодея Достоевского в полноценного маньяка и главного антагониста всей игры.

Злодей злодеев

Если предыдущие злодеи действуют в рамках какого-никакого, но кодекса чести или подчиняются вышестоящему злодею, то в данном случае мы имеем дело с существом, который даже не ищет причины для творимых им зверств, – он просто наслаждается процессом. Это абсолютное, воплощенное зло: игровой аналог Сатаны не остановится ни перед чем ради достижения собственных целей. У него есть номинальный мотив (в основном жажда мирового господства), но, по сути, он совершает преступления, потому что таково его призвание.

Типажи злодеев в RPG и экшене. Звездные Войны

Дарт Малак идеально подходит, чтобы проиллюстрировать этот типаж

Этот типаж нельзя спутать ни с кем, поэтому игрок с самого начала знает, что именно злодей злодеев является его главным врагом:

  • вступив на путь злодейств в довольно юном возрасте, к старту игры он достигает больших высот, противопоставляя положительным героям собственную организацию (клан, орден культистов или даже Империю);
  • всегда имеет грозный внешний вид, не оставляющих никаких сомнений относительно его намерений;
  • прибегает к любым методам борьбы, подходящим для конкретной ситуации, не брезгует предательством, подставляя вчерашних сторонников.
***

Чем дальше, тем более требовательной становится публика, и сейчас крайне редко можно встретить какой-то из типажей в чистом виде. Чаще всего разработчики соединяют в одном персонаже несколько типажей, что делает его глубоким и неоднозначным.

Каким бы ни был злодей, он должен представлять собой не просто функцию, а интересную, многоплановую личность, способную перетянуть часть симпатий игроков. И тогда любой из нас сможет с чистой совестью сказать: «Зло – это прекрасно!»

Похожие статьи

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Показать все комментарии