9 казней египетских, или Почему мы любим постапокалиптические игры
Голливуд неустанно штампует фильмы-катастрофы, писатели соревнуются друг с другом, изощряясь в создании самых необычных постапокалиптических вселенных, а игровая индустрия с радостью предлагает все новые варианты конца света: от традиционной ядерной войны до вторжения демонов из ада.
Количество продуктов, посвященных этой теме, настолько велико, что многим конец света кажется чем-то несомненным и неизбежным.
Рост интереса к постапокалипсису трудно назвать случайным – он обусловлен целым рядом психологических и социальных факторов. Попробуем разобраться, почему люди с такими готовностью и желанием играют в конец света.
Необходимость внятной картины будущего
Для средневекового человека, жившего в вечном ожидании конца света, картина мира была предельно ясна: балансируя между страхом вечных мук в аду и желанием оказаться в райских кущах, он всегда знал, как ему нужно поступать, а как поступать не следует. Возрождение сделало его мышление более свободным, но вместе с тем и отняло четкое представление о будущем. Кто может знать, что с нами станет завтра, если сегодня совершенно непредсказуемо?..
Потребность планировать будущее по-прежнему свойственна человеку, но современные условия еще меньше, чем 5 веков назад, способствуют появлению надежных прогнозов. Локальные военные конфликты, терроризм, многочисленные эпидемии, туманные слухи о разработке биологического оружия, демонстрация ядерных бицепсов – кажется, что мир в любую минуту может полететь в тартарары.
Постапокалиптические игры учитывают потенциальные угрозы, но предлагают ясную картину мира: да, человечество таки похоронило цивилизацию, но в сообществе выживших существует четкая система координат и всегда понятно, что делать. Незнание, как известно, порождает страх, а знание будущего, пусть даже не самого радужного, приносит определенное облегчение и успокоение.
Желание проверить себя
Быстрее, выше, сильнее – рост популярности здорового образа жизни позволяет и простым смертным претворять олимпийский девиз в реальность. Стремление установить границы собственных возможностей не только заставляет человека взбираться на Эверест и погружаться в морские глубины без акваланга, но и приводит за компьютерный стол.
Интерес к играм о конце света, конечно, нельзя назвать экстремальным хобби: максимальные неприятности, которые светят их любителям, – шейный остеохондроз и снижение зрения. Но то самое стремление определить свои границы неизбежно влечет к теме постапокалипсиса: а смогу ли я выжить там?..
Роланд Эммерих, режиссер фильма «День независимости», признавался, что снимает фильмы-катастрофы, чтобы избавиться от собственных страхов. Поклонникам постапокалиптической тематики, в том числе и в формате видеоигр, тоже не чуждо подобное желание. Виртуальная проверка на вшивость, разумеется, не сравнится с реальной, но она вполне способна подарить уверенность в своих силах.
Страшная сказка на ночь
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось – это изречение учит нас быть снисходительными к чужим слабостям и странностям. Желание напугаться, пощекотать себе нервы действительно странное, но именно оно объясняет возникновение хорроров и постапокалиптических игр. Лишь единицы в процентном соотношении по-настоящему верят в конец света, остальные же просто ходят приоткрыть завесу тайны, посмотреть на мир, которого никогда не будет, и вернуться в привычное пространство.
Подобные «путешествия» позволяют человеку оценить реальность и убедить себя, что все не так уж плохо. И даже социальные и политические недостатки, раньше вызывавшие законное негодование, после погружения в атмосферу конца света уже не кажутся настолько критическими.
С другой стороны, постапокалиптические игры помогают отследить цепочку причинно-следственных связей и понять, какие именно недостатки могут привести к фатальному исходу. Не то чтобы это понимание могло предотвратить реальную катастрофу, но во влиянии на массовое сознание этой продукции отказать нельзя.
Уникальная атмосфера
Если бы постапокалиптические игры только нагнетали страх и вводили в уныние, они бы вряд ли пользовались большим спросом. Их сила еще и в умении создать особую притягательную атмосферу уникального пространства. Каждая такая игра, даже используя заезженную тему (например, нападение зомби или мировую эпидемию), творит неповторимый, завораживающий мир.
Да, ядерная война разрушила цивилизацию и отбросила человечество на много веков назад, но как прекрасны прогулки по бескрайней Пустоши. Да, остатки населения Москвы догнивают в метро, но как манят своими тайнами едва освещаемые туннели. Да, Земля истощена, и на новой планете с ресурсами тоже туго, зато есть огромное пространство для исследований.
Одним словом, постапокалиптические игры дарят геймеру не только уникальный мир, но и уникальные впечатления, которые трудно почерпнуть где-либо еще. Конечно, есть соответствующая литература, но далеко не у всех развито визуальное воображение, а игровая картинка щедро делится с нами тем, что не сумел представить мозг.
Отсутствие острых ощущений
Несмотря на обилие реальных и интерактивных развлечений, жизнь современного человека трудно назвать разнообразной. Ранний подъем, толчея в общественном транспорте, куцее общение в соцсетях и чувство невыносимой усталости и бессмысленности прилагаемых усилий к концу рабочего дня – в этом замкнутом кругу большинство существует годами.
На полноценный активный отдых в таких условиях сил уже не остается, но жажда острых ощущений, подавляемая однообразным графиком и развлечениями на скорую руку, периодически все равно дает знать о себе. И если вы имеете слабость к компьютерным играм, то рано или поздно манящий мир постапокалипсиса засосет и вас, как карстовая воронка засасывает деревья.
Постапокалиптические игры гарантируют разнообразие впечатлений и опасностей, возвращая человеку утраченный вкус к жизни. Правда, в отличие от реальных экстремальных увлечений, они создают контраст с привычными условиями и тотальной ежедневной серостью, что только усугубляет ситуацию. Чем ярче постапокалиптические краски конкретной игры, тем тяжелее возвращение в колею нормальной жизни.
Упрощение
Если верить Оскару Уайльду, жизнь – слишком сложная штука, чтобы рассуждать о ней серьезно. Нескончаемая череда проблем и забот, постоянная угроза стабильности мира, запутанные взаимоотношения различных группировок, избыток противоречивой информации мешают слабому человеческому мозгу ориентироваться. Вполне объяснимое стремление все упростить и свести получаемые сведения к понятной системе координат характерно и для геймеров в том числе.
В мире постапокалипсиса, где чужака можно определить по внешнему виду, все успокаивающе просто. Друзья – преданные и надежные товарищи – делят с тобой оружие и окопы, враги – потерявшие человеческое достоинство мерзавцы – получают заслуженные пули, монстры должны быть безоговорочно повержены. К чему лишние сложности?
На человека, атакуемого со всех сторон информационными агрессорами, простота ситуации действует умиротворяюще. В постапокалиптических играх нет необходимости анализировать расстановку сил – все изначально понятно. Геймплей подчинен первостепенной задаче – выжить, поэтому даже новичок без труда определяет, что и как нужно делать.
Культ информационной простоты – черта, которая привлечет к играм о конце света еще немало сторонников.
Причины, обеспечивающие постапокалиптическим играм успех, многочисленны и разнообразны, так что устранение одной из них не скажется на популярности этого явления. К тому же данная тема превосходно сочетается практически с любыми жанрами, что опять же способствует охвату максимальной аудитории. Хочется лишь надеяться, что ни один из предлагаемых сценариев мировой катастрофы не воплотится в жизнь.