30.10.2016
Время прочтенияВремя чтения: 4 минуты
Оценка пользователей1Оценка пользователей
Поделиться:
Другие статьи
  • Как выжить в играх про зомби?

    Мы создали свою памятку по выживанию: как не быть съеденным в ближайшем темном углу, чем лучше изничтожать ходячих, а также многочисленные хитрости, добытые из опыта геймеров-выживальщиков.

  • Deadly Dead of Dead: самые интересные зомби-игры 2017 года

    Посмотрим внимательнее на зомби-игры, которые должны выйти (или уже вышли) в 2017 году и чей успех кажется несомненным.

  • Что почитать любителям зомби-шутеров?

    В этой статье мы вспомним, какие игры на тему зомби-апокалипсиса созданы по книгам, а также какие книги претендуют на то, чтобы стать роскошным зомби-шутером или квестом.

Чему учат компьютерные игры

Предыдущая статья
Следующая статья
Уж сколько раз твердили миру, что компьютерные игры вызывают агрессию, девиантное поведение и деградацию личности, а воз и ныне там.
Время прочтенияВремя чтения: 4 минуты
Оценка пользователей1Оценка пользователей
Поделиться:

А все потому, что до сих пор не было проведено ни одного научного исследования, которое бы официально подтвердило бы подобные постулаты. Зато те немногие работы по изучению влияния видеоигр на мозг человека, которые проводились, единогласно отмечают положительные изменения в работе сознания.

Одно из самых обширных исследований, когда-либо проводившихся по данной тематике, принадлежит Дафне Бавельер – ученой-исследовательнице функционирования мозга, являющейся адъюнкт-профессором когнитивистики Рочестерского университета. Дафна занимается изучением процессов обучения человека. Ее исследование включает тестирование и анализ функционирования мозга в МРТ людей, которые играют или не играют в компьютерные игры. Результаты ее исследований показывают, что компьютерные игры не только не вызывают разрушений в отделах головного мозга, но даже помогают развивать такие свойства, как многозадачность, концентрацию и другие. Кроме того, результаты наглядно доказывают, что игры способны не только не ухудшать зрение, но даже положительно сказываться на его остроте.

У каждого поколения свои игры

Не так давно Дафна Бавельер предоставила общественности результаты своих продолжительных исследований в изучении развития мозга при помощи видеоигр. Результаты ее деятельности уже взяты на вооружение при диагностике и коррекции некоторых отклонений в восприятии человека, в том числе для улучшения зрения и трехмерного восприятия.

Как заявляет сама Дафна, ей интересно изучать функционирование мозга и то, как мозг учится новым вещам. Она ищет новые способы сделать наш мозг умнее, лучше, сообразительнее. В особенности на этом поприще полезны оказались шутеры.

Чему учат компьютерные игры. Дафна Бавельер

Дафна Бавельер на одном из своих выступлений

Она отмечает, что компьютерные игры давно перестали быть детской забавой. Конечно, нельзя отрицать то, что около 90% детей ежедневно играют в компьютерные игры, однако это не отменяет того факта, что средний возраст игрока в видеоигры – 33 года. Это вневозрастное развлечение, которое к тому же может отсрочить старение головного мозга. Это явление столь же массово, как некогда был просмотр телевизора, от которого достаточная часть молодежи сегодня отказывается вовсе.

Бавельер отмечает, что у каждого поколения есть что-то такое, чего опасается и не понимает старшее. Однако видеоигры уже являются частью жизни большинства, и все предвещает только то, что эта тенденция будет увеличиваться. Однако нельзя отрицать то, что у видеоигр потрясающий потенциал, который подходит не только для развлекательных, но и для учебных целей. Этот факт пытаются игнорировать до сих пор. Но проведенные Бавельер исследования наглядно доказывают, что люди, которые играют в видеоигры даже просто с развлекательной целью, получают положительный эффект, который сохраняется продолжительное время.

В своей лаборатории команда исследователей вместе с Дафной Бавельер задались вопросом, возможно ли управлять этой силой влияния видеоигр на обыденность. Они провели серию исследований воздействия различных игр на здоровье и умственную деятельность человека и пришли к довольно неожиданным результатам, которые опровергают многие существующие мифы.

Будешь много играть, скоро ослепнешь

Многие современные взрослые в своем детстве усвоили завет родителей – много смотреть телевизор и сидеть к нему близко вредно. И это действительно так: в то время качество элетронно-лучевых трубок было, мягко скажем, не очень. Слишком маленькая частота кадров в секунду напрягала глаза, и если смотреть на эти кадры через видеоаппаратуру, то даже можно было их заметить. И теперь, когда массово школьники и студенты, а порой и дошкольники без перерывов смотрят в яркий экран, это вызывает просто панику.

Чему учат компьютерные игры. Зрение

Один из демонстрационных слайдов Дафны Бавельер, который показывает, насколько различается зрение обычных людей и любителей видеоигр. Игроманы лучше различают мелкие объекты на общем фоне, поэтому мелкий текст им читать легче

Однако вместо рассуждений над вопросом о возможном влиянии современных экранов на зрение исследователи просто взяли не играющих в компьютерные игры и игроманов и проверили их зрение. Как и ожидалось, зрение людей, никогда не игравших в видеоигры, действительно было хорошим. Но у людей, увлекающихся видеоиграми и уделяющих этому от 10-15 часов в неделю, оно было еще лучше! Улучшение было обнаружено сразу по двум аспектам. Во-первых, у них гораздо лучше получается разглядеть мелкие детали на общем фоне, что позволяет им читать мелкий шрифт на различных упаковках без каких-либо приспособлений.

Во-вторых, у них повышенные способности к распознаванию серых оттенков. Данная особенность особенно полезна в ситуации, когда вам необходимо вести автомобиль в тумане. Способность различать нюансы серого тона могут помочь заблаговременно увидеть автомобиль.

Исследователи используют это знание, чтобы разрабатывать игры, способные улучшать зрение пациентов. Подобным методом возможно программировать мозг на то, чтобы видеть лучше. Отсюда становится очевидным, что шутеры как минимум не делают зрение хуже.

Весь такой рассеянный

Чему учат компьютерные игры. Слайд

Несмотря на распространенные мифы, видеоигры не только не вызывают деградацию мыслительных процессов, но и улучшают такие показатели, как гибкость, концентрация, внимательность, память, скорость реакции и нетривиальность мышления

Еще один страх и ужас тех, кто опасается влияния видеоигр на прогрессирующее человечество, – интерактивные развлечения делают людей несобранными, они больше не будут способны на чем-то сконцентрироваться. На своих выступлениях Дафна Бавельер всегда наглядно демонстрирует нормальный уровень человеческой концентрации. Для этого она проводит обычный игровой тест с использованием названий цветов, написанных другим цветом. Таким образом, в голове образуется диссонанс цвета и названия. Подобным же методом в своей лаборатории они проверяют степень концентрации участников тестирования. Именно степень концентрации отвечает за то, как быстро и эффективно мозг приспособится и будет преодолевать это несоответствие. Как правило, любители компьютерных игр справлялись с этой задачей лучше. Из этого следует, что компьютерные игры как минимум не делают концентрацию человека хуже.

Кроме этого, отмечается улучшение в способностях следить за окружением. Активные компьютерные игры, такие как шутеры, отлично развивают периферическое зрение. Это можно наблюдать на тестах со слежением за несколькими объектами на экране. Обычные люди способны уследить за 3-4 объектами. Человек, увлеченный видеоиграми, способен проходить этот тест с 6-7 одновременно двигающимися предметами.

На самом деле игроки в компьютерные игры имеют много различных преимуществ с точки зрения внимательности. Внимание и концентрация становятся их сильными сторонами, даже если до этого они не могли подобным похвастаться. А пригождаются эти навыки везде, ведете ли вы машину, переходите ли вы дорогу, следите ли за детьми или животными.

Многорукий Юлий Цезарь

Чему учат компьютерные игры. МРТ

При помощи исследования активности мозга испытуемых на аппарате МРТ ученые смогли изучить активность мозга человека во время того, как он играет в видеоигры. Активные видеоигры, такие как шутеры и боевики, требуют высокого уровня концентрации и вынуждают задействовать различные отделы мозга

Кроме обычных тестов, в своих исследованиях Бавельер использует томографию головного мозга, чтобы увидеть влияние видеоигр. Она обнаружила много изменений, особенно в тех частях, которые отвечают за внимательность: кора головного мозга и фронтальная доля, которые отвечают за управление и ориентацию внимания. Помимо этого, у людей, увлеченных видеоиграми, эффективнее задействована фронтальная часть поясной извилины, которая отвечает за распределение внимания и разрешение конфликтов. Все эти отделы были более эффективны. Из этого можно сделать вывод о том, что такие люди способны более грамотно распределять свое внимание и в жизни. Можно утверждать, что игроки лучше приспособлены к многозадачности. Они лучше справляются с той же ситуацией, когда нужно вести автомобиль и говорить по телефону. Это было проверено в лаборатории при помощи компьютерных задач.

Считается, что при распределении внимания между двумя задачами человек теряет способность к быстрому реагированию на нестандартные ситуации (например, машина вылетела перед вами). Тесты показывают, что любители видеоигр справляются с подобными ситуациями быстрее.

Не все медиа одинаково полезны

Чему учат компьютерные игры. South Park

Конечно, никто, и даже исследователи не будут утверждать, что проводить чрезмерно много времени за видеоиграми полезно. Во всем нужна мера, а чрезмерное употребление чего-либо всегда ведет к неприятным последствиям

Помимо фанатов видеоигр, в исследовании принимали участие и люди, которые тоже пользуются достижениями технологий, но, в отличие от игроманов, к ним у общества нет никаких претензий. Вы все знаете этих людей – это те, кто занимаются мультимедийными задачами. Простейший пример: дети под звуки музыки и ответы на сообщения в соцсетях занимаются поиском какой-либо информации в интернете. Они тоже являются многозадачными, они выполняют одновременно множество дел. Но повышает ли этот образ действий их эффективность?

В Стэнфордском университете были проведены опыты, аналогичные тем, что проводила Дафна Бавельер, но объектом исследования были именно люди, которые выполняют несколько мультимедийных задач одновременно. Оказалось, что они занимаются одновременно многими делами очень плохо. Их результаты оказываются очень низкими, а концентрация рассеивается. Это как минимум дает нам повод утверждать, что не все медиа влияют на человека одинаково. Нельзя сравнить эффект мультимедийной многозадачности с эффектом от видеоигр. Они имеют абсолютно разное влияние на восприятие и развитие внимания.

В исследовании Бавельер особо подчеркивается тот момент, что они брали за основу игры жанра шутер, поскольку даже разные игры одного жанра могут иметь различное влияние на мозг. Для того чтобы делать какие-то конкретные выводы об определенной видеоигре, нужно исследовать именно ее влияние на восприятие человека.

Интересен тот факт, что люди, занимающиеся мультимедийной многозадачностью, уверенны, что их результаты высоки. Это еще одна причина, по которой достоверную информацию можно получить только при лабораторных исследованиях.

Тренировка мозгов

Чему учат компьютерные игры. Боевик

В своем исследовании Бавельер и ее коллеги брали за основу изучение влияния боевиков и шутеров, поскольку это одни из самых динамических и требующих наибольшей концентрации игр. Они оказывают максимально положительный эффект на аналитические способности игроков

Конечно, когда Бавельер говорит о терапевтических свойствах компьютерных игр, она не говорит о том безудержном веселье, которое в них вкладывает индустрия. Она говорит об играх, чья цель – обучать и тренировать, заставлять мозг работать более эффективно. И это не всегда интересно. В этом вся суть реабилитации. Для этого необходимо будет изучить влияние подобных тренировок. Можно ли взять человека с отстающим по части внимания и концентрации мозгом и путем тренировок дать ему толчок в развитии?

Уже сейчас используются компьютерные игры с вращением, которые могут в этом помочь людям. Эта игра на пространственное мышление: дается 3D-изображение сложной детали, а затем множество изображений подобных деталей в разных поворотах. Задача – найти ту самую. Пациенты приходят в лабораторию и играют в подобные игры по 10 часов в день сессиями по 40 минут. Это исследование было проведено в Торонто. В группу для исследования попали люди разных возрастов и пола. Изначально их результаты были в пределах нормы, но после двух недель тренировок они улучшились, и продолжали улучшаться в течение последующих пяти месяцев. Особенно продвигались в этом женщины, у которых изначально с пространственным мышлением не так хорошо, как у мужчин, но к концу второй недели они уже сравняли эту разницу.

Университет общественных и гуманитарных наук в Варшаве тоже не обошелся без громких заявлений. Они утверждают, что провели исследование, которое отметило увеличение количества серого вещества в головном мозге, что влияет на качество решение тяжелых задач и время реакции. Однако эти факты еще требуют дополнительного подтверждения в более масштабных исследованиях.

Девушки в деле

Чему учат компьютерные игры. Девушка за компом

Видеоигры могут использоваться в качестве терапии по улучшению способностей работы мозга. Так, женщины могут компенсировать разницу в пространственном мышлении, а мужчины научиться лучше различать цвета

Подобные же выводы сделал исследователь Джей Пратт, профессор психологии в Университете Торонто. Он занимался проблемой различия мужских и женских мыслительных способностей. Более конкретно он изучал способность мыслительно манипулировать 3D-фигурами. В большинстве своем изначально женщины по этому параметру проходят тесты значительно хуже. А ведь это важный навык пространственного мышления, который необходим для инженерных и математических наук.

Джей Пратт брал для эксперимента девушек, которые плохо сдавали тест и при этом никогда не играли в видеоигры. Им предлагалась игра, ориентированная на развитие конкретно этого навыка. После десяти часов обучения Пратт снова отвел женщин в лабораторию и повторил тестирование. «Мы обнаружили, что качество тестов женщин значительно улучшилось и по своим показателям догнало большую часть мужчин», – отмечал Джей Пратт.

Те же самые выводы были сделаны при проведении тестов на периферическое зрение. Здесь у мужчин тоже есть базовое преимущество, которое полностью нивелировалось после обучения в видеоиграх, нацеленное на тренировку широты обзора.

Джей Пратт не раз высказывал свое мнение, что видеоигры могут включать в себя обучающие элементы, которые могут изменять наши навыки и поведение ежедневно. Возможно, в будущем будут разрабатываться видеоигры, специально заточенные на то, чтобы тренировать определенные навыки и стимулировать работу мозга в целом.

Еще одно исследование проводилось в Университете Нового Южного Уэльса в Австралии. Было проанализировано пять сотен мужчин и женщин, которые регулярно играют в видеоигры. Изначально они просто хотели изучить жанровые предпочтения обоих полов. Не секрет, что мужчины больше, чем женщины, предпочитают активные RPG и шутеры, а женщины выбирают размеренные головоломки. Однако оказалось, что не все так просто. Несмотря на то, что общее соотношение оказалось верным, выяснилось, что женщины, предпочитающие активные жестокие игры, имеют более высокую самооценку и считают себя более привлекательными для противоположного пола.

Что там обнаружили британские ученые?

Чему учат компьютерные игры. Мем

Британские ученые тоже не смогли остаться в стороне. Их исследования заключались в том, чтобы доказать, что стратегии в реальном времени положительно влияют на способность быстро принимать решения и находить нетривиальные решения сложных задач

Наш перечень исследовательских результатов был бы не полон, если бы британские ученые не высказались по этому поводу. Они, конечно, тоже отмечают, что некоторые виды видеоигры развивают когнитивный тип мышления. Для того чтобы это изучить подробнее, они взяли 72 добровольца и разделили их на три команды по 24 игрока. Каждый день эти люди играли в компьютерные игры в течение 6-8 недель, пока общая продолжительность времени, проведенного в играх, не достигала 40 часов. Первые две группы играли в StarCraft на разных уровнях сложности. Это стратегическая игра, основанная на правильном распределении ресурсов, создании войск и разгроме противника, который делает то же самое. Третья группа играла в симулятор жизни – The Sims.

Результаты анализа показали, что игроки StarCraft решали когнитивные задачи гораздо быстрее и точнее, чем игроки The Sims. Особенно отличались высокими результатами те, кто проходил StarCraft на высоких уровнях сложности.

Доктор Брайан Гласс из Школы биологических и химических наук университета королевы Марии отмечал, что ранее проводились исследования игроков в Halo, и они уже продемонстрировали, что видеоигры ускоряют процесс принятия решений. Однако новое исследование дало основания полагать, что стратегические игры в режиме реального времени могут значительно развивать способность принимать решение и действовать по ходу, а также извлекать выводы из прошлых ошибок. Это в очередной раз подтверждает возможность развития когнитивных способностей у человека при помощи простых видеоигр.

Профессор университетского колледжа Брэда Лава отмечал, что современная экономика требует от людей когнитивной гибкости, а не механической работы, как раньше. По их общему мнению, видеоигры уже сейчас позволяют разрабатывать методы клинического лечения при синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

Игры будущего

Чему учат компьютерные игры. Геймеры

Стоит отметить, что игры становятся все интерактивнее. На пороге эволюции уже одной ногой стоит шлемы виртуальной реальности, которые дают новый уровень погружения для игроков. Для разработчиков это новые инструменты и возможности, которые можно использовать в том числе и в целях образования

Конечно, есть у игр и неприятные последствия, например, нередко видеоигры связывают с ожирением у детей и подростков. Но и это признак неумеренности. Однако в будущем эта проблема, возможно, нивелируется. Уже сейчас появились игры, которые вынуждают людей выходить на улицы и проводить длинные прогулки «играючи». Такие проекты, как Ingress и PokemonGo, наоборот, мотивирует домоседов встать с дивана и отправиться на поиски игровых артефактов. Различные кинескопы на приставках, а также набирающий обороты новый вид видеоигр с использованием виртуальных шлемов рушат представление о видеоиграх. Они смогут компенсировать общий сидящий образ жизни современных людей, которые в большинстве своем проводят сидя весь рабочий день, а потом и свободное время за видеоиграми. Различные игры вроде JastDance вынуждают игроков танцевать, прыгать, бегать на месте и совершать другие действия, позволяя улучшить кровообращение. Заменой отличной тренировке это может и не быть, но как вариант зарядки – вполне себе.

Будущее видится многим за шлемами виртуальной реальности, которые смогут погрузить игрока в виртуальный мир и подарить новые неизведанные ощущения, которые будет воспроизводить мозг, обманутый картинкой. Пример тому – ощущение полета, которые многие испытывали, тестируя бета-версию игры Eagle Flight.

Всему нужна мера

Чему учат компьютерные игры. Эволюция

Конечно, видеоигры могут развивать когнитивные способности человека, но если они не будут иметь других возможностей реализации, кроме самих игр, то они теряют всякий смысл. Все хорошо в меру, даже видеоигры

Дафна Бевельер сравнивает влияние видеоигр и вина: в умеренных дозах оно может продлить долголетие, в больших оказывает разрушительное влияние. Так и игры: в умеренных количествах могут развить внимательность и даже отсрочить старение головного мозга, но можно и заиграться. Существует целая индустрия компьютерных игр для развлечения, и чтобы добавить в них побольше образовательности, необходимо, чтобы владельцы крупных студий и ученые объединились для создания подобного продукта. На сегодняшний день проведено более 20 исследований, которые доказывают, что воздействие видеоигр не такое уж бессмысленное. Игры действительно могут улучшить когнитивные навыки.

Видеоигры имеют множество особенностей, они положительно влияют на пластичность мозга, его обучаемость, внимание, зрение и многое другое. Необходимо глубже изучать подобное влияние, чтобы в дальнейшем создавать игры, которые будут способствовать образованию и даже реабилитации пациентов.

Лорен Серхио из Йоркского университета в Торонто заметила, что есть различие в работе мозга людей, не увлеченных видеоиграми, и игроками. Оно заключалась в том, где и как обрабатывается поступающая информация, и заметно сходство с тем, как работает мозг у музыкантов. Исследовательница заявляет, что если обратить внимание на работу мозга профессиональных игроков на пианино и просто музыкантов, то можно заметить, что для решения сложных задач руками им не требуется задействовать большую часть мозга, что необходимо делать остальным. У игроков то же самое. Опытные игроки используют в основном фронтальную кору головного мозга. Эти данные были получены при исследовании МРТ. Эта область отвечает за планирование, внимание и многозадачность. Не-геймеры используют преимущественно теменную кору головного мозга, специализирующуюся на визуальных и пространственных функциях.

Таким образом, можно сделать вывод, что не-игроки вынуждены задействовать больше отделов мозга для координации глаз и рук. Игроки для этого используют высшие когнитивные центры.

Игры способны увеличивать способность глаза различать контраст и мелкие детали. Это то, что компьютерные игры в жанре шутера и активные аркады делают уже сегодня. Видеоигры повышают внимание и концентрацию. Многие игроки отмечают, что для них не составляет проблем точно так же погрузится с головой в работу, как и в игру. Это, несомненно, повышает качество и скорость их работы.

Конечно, нельзя говорить, что все игры одинаково полезны. Разные видеоигры оказывают разное влияние на мозг человека, и чтобы узнать наверняка, как именно та или иная игра изменяет восприятие реальности, необходимо проводить по каждой из них отдельное научное лабораторное исследование. Однозначно одно: видеоигры – это мощный инструмент для управления и задействования головного мозга, и если научиться правильно его использовать, он может стать ключом для многих корректирующих терапий.

Ученые из университета штата Висконсин, занимающиеся изучением работы мозга любителей игр, сравнивают видеоигры с едой – никто никогда не задает вопрос: «Какой эффект оказывает пища на организм?». Вполне логично, что все зависит от самой еды, ее состава и качества. С видеоиграми то же самое. Самые эффективные видеоигры – шутеры и активные аркады, стратегии. Казуальные игры, к сожалению, оказались самыми бесполезными. Angry Birds, Candy Crush и им подобные, а также игры-песочницы (Minecraft) не оказывали никакого положительного эффекта на работу мозга.

Похожие статьи

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.