19.01.2009
Время прочтенияВремя чтения: 0 минут
Оценка пользователей1Оценка пользователей
Поделиться:
Другие статьи

GTA IV

Предыдущая статья
Следующая статья
Время прочтенияВремя чтения: 0 минут
Оценка пользователей1Оценка пользователей
Поделиться:
Автор: S.L.i Жанр: Action Издатель:Разработчик: Rockstar Games Дата выхода: 19 сентября 2008 Возможно, вы скажете: «О, нет! Очередной хвалебный тест про игру, о которой знают все! То же самое, что и полгода назад в консольных журналах!». Скажете – и будете правы, но не до конца. Времени прошло уже достаточно, и на PC-версию стоит взглянуть ещё раз. «Мне нужны деньги!» Нико Беллик не имеет конкретного представления о том, что, как и почему творится в мире, куда он попадает. Во время гражданской войны на Балканах серб на себе почувствовал, для чего нужны люди, и после этого все цивилизованные «тормоза» потерял очень быстро. Нечасто бывает, что ярлык «герой» настолько мало заслужен персонажем – а в этот раз всё именно так. Если предшественник Нико запомнился своим гангстерским шармом, то главное лицо GTA 4, скажем прямо – неприятно. За него играть?
Уже одним выбором своего «героя» Rockstar North дала понять, куда дует ветер: времена «мафиозной» романтики из GTA 3, поп-артовой Vice City и хип-хоп-гангстерского San Andreas позади. Мир четвертой части такой же грязный, жесткий и честный, как и сам Беллик. Нико пришел в Liberty City для того, чтобы навсегда расстаться со своей старой жизнью. Его кузен Роман в своих письмах двоюродному брату ловко нарисовал самый притягательный образ, но когда адресат прибывает в США, оказывается, что Роман большой любитель преувеличивать: обещанный пентхаус - всего лишь кишащая клопами однокомнатная квартира, личный бизнес – не слишком доходный частный извоз, а подруга детства с внешностью модели – скромная телефонистка. К тому же брат погряз в долгах; его «благодетели» - люди весьма сомнительные. Так что Нико не остается ничего другого, кроме как делать то, что он умеет лучше всего: совершать преступления за деньги. Видимо, «рокстаровцы» решили честно освоить бюджет и всё-таки узнали, как выглядит и чем думает обычный славянский мужик – за это им отдельное спасибо. Спокойствие и немного наигранное равнодушие – не Бог весть, какая находка. Которая, однако, делает Нико более живым, похожим на настоящего человека. «Фигуры заднего плана» Rockstar North тщательно переработала: сразу вспоминается по-детски бестолковый Брюси, который сразу придётся по душе всем; зануда Мэнни; одержимый параноидальным бредом мафиози Дмитрий. Очень быстро возникает впечатление, что эти и другие смешные персонажи, словно нарочно взяты из лент Тарантино. Всё это – притом, что лицевая анимация далека от совершенства. Откровенно порадовали любителей транспортных средств. Долго думать над дизайном разработчики не стали и скопировали большинство автомобилей (а может и все) с реальных прототипов. Присмотревшись, можно увидеть и Hummer, и BMW, и Ferrari, и Range Rover. Список можно продолжать долго, но лучше посмотрите на все сами – модели красивые, проработанные и не обделенные полигонами. Вверх по лестнице GTA 4 не выбивается из канонов жанра – действие игры разворачивается неспешно и неохотно. Всё просто – «вновь прибывший» Нико Беллик должен сначала вжиться в новый и малознакомый мир. Так как в Liberty City много чего не только интересного, но и нового (это мнение Rockstar), то – сначала учёба. Grand Theft Auto 4 понимает её как простые миссии-туториалы. В первую очередь обучение езде на авто. Роман, конечно же, восхищён сноровкой брата – и быстренько передаёт нам в собственность своё такси. Сразу видно – родственнику не терпится ввести вас в курс дела. А между тем управление в GTA 4 – штука более сложная, чем раньше. Ручной тормоз теперь – не панацея против опасных поворотов. Теперь при упоминании о нём вспоминается кювет, вылет на встречную полосу или «сбор урожая» на тротуаре. Хотите элегантно поворачивать? Как и в жизни, придётся поучиться. Хотя можно предположить, что главная вина в этом – именно грязной машины с «шашечками». Ведь в остальном Liberty City опять-таки реален и живёт в полном смысле слова: улицы блестят после дождя, неоновые щиты отражаются в ветровом стекле. Повсюду – жители, которые, как и положено, покупают хот-доги и развлекаются как могут. По утрам, когда светило ещё оранжевое, на охоту за отходами выходят мусорщики; вечером вокруг озера в парке собираются отдыхающие – и активные, и пассивные. Ещё больше реализма добавляет Ragdoll-система. Теперь смерть среднестатистического пешехода быстрой и лёгкой не будет - сначала его ноги ломаются как спички и подкашиваются, затем умирающее тело врезается в лобовое стекло. Неумолимые законы физики швыряют его на крышу, прокатившись по которой, «пострадавший» оканчивает свой земной путь на асфальте. Это действительно выглядит страшно. Что и говорить: движок Euphoria делает своё дело – принуждать людские тела вести себя так же, как в жизни - качественно. Всё просто – и одновременно сложно. Результат – тяжелейшие ДТП с ранее невиданным итогом. Теперь уже тянет водить внимательнее; на уровне «подкорки» смотреть на этот кошмар просто не хочется! Так мы выучивает урок, который в туториалах не дают: каждое нарушение правил сопровождается угрызениями совести. Если, конечно, вы не Нико Беллик. Степень интереса полиции к персоне игрока определяется шестью звёздочками. В этот раз, правда, «копы» не заставят вас каждый раз бегать в автомастерскую и менять цвет машины. Преследование ограничится районом действия того полицейского, который заметил ваши противозаконные действия. На первом уровне - всего несколько сотен метров. Если вы успели выйти из опасной зоны и притворились мирным жителем, то на этом ваши приключения и закончатся. Если же подключится и второй полицейский, то район распространится и на его «зону влияния». Мелкие пакости (до четырёх звёзд) в основном сходят с рук; однако если вы увидите перед собой больше, берегитесь – искать Нико будут по всему Liberty City. В этом случае может не помочь и перекраска машины, если вы на въезде в мастерскую попадётесь полицейскому на глаза, загорятся сразу все звёзды. Система, что и говорить, более убедительная, чем в играх-предшественницах. Силы правопорядка в GTA 4 нужны не только для того, чтобы охотиться на главного героя. «Копы» постоянно чем-то заняты и преследуют других злодеев. Наверное, ещё одна причина того, почему игра настолько реалистична; знать, что ты (пока) один из многих – это даже некоторое облегчение. Тем любопытнее, что чем дальше в преступный мир Liberty City, тем симпатичнее становится его образ. А вот что это – Стокгольмский синдром или он так хорош на местном уровне? Иногда приходится выполнять задания, которые в общую массу не вписываются. Хороший пример – квест, в котором нам нужно убить одного из врагов в его же квартире. Для этого мы достаём снайперскую винтовку и забираемся в дом на другой стороне улицы. Наш клиент в этот момент времени заворожено сидит перед телевизором. Понять его вполне можно, так как Grand Theft Auto 4 предлагает сразу несколько весёлых и многочасовых ТВ-программ. Наверное, это платные каналы – в окуляре прицела мы видим только боковую сторону «ящика» и телефон. И что дальше? Но минуточку! На телефонном дисплее высвечивается номер! Мы набираем его, и аппарат издает звонкую трель. Ничего не подозревающий парень поднимается со своего места и подходит к окну. Миссия выполнена! Нам нельзя сохраняться на задании, но можно в одно мгновение перемещаться к стартовому пункту. Это экономит время и избавляет от необходимости бесцельно кататься по городу. Да и возможность «внезапной смерти» тоже – у Нико жизнь непростая. Заметка на полях: если мы выполняем задание с NPC, то всегда можем говорить с ними, выбирая из трёх различных вариантов. Пройдите квест три раза, и услышите три разных диалога. Удовольствие спорное – на игровой процесс это не повлияет.
В игровой механике, привычной для миров GTA-серии, изменилось немного: мы шаг за шагом открываем новые места и новых работодателей и проводим время в бескомпромиссных перестрелках и круто замешанных на адреналине погонях. Удовольствие от гонок на любом транспорте по всему городу, полётов или даже побитого по итогам этих шалостей кузова едва ли наскучит. Чем часть под номером «4» охотно и пользуется. Модель повреждений заставляет вспомнить о Flatout 2 и Burnout Paradise: настолько детализированы самые мелкие последствия столкновений. И новая похвала Rockstar: программисты уделили огромное количество времени выписыванию всякого рода мелочей. Нико, например, по воле движка Euphoria подпрыгивает во время езды – то вверх, то вниз. А ещё балканский водитель держит руки на руле точь-в-точь, как и все мы. Да-да, и без всяких «прилипших конечностей». И даже посматривает в зеркало бокового вида! Перестрелки слегка переработаны и явно претендуют на чуть лучшую оценку. Теперь Нико может по вашему желанию спрятаться в укрытии и палить по углам вслепую. Его противники, конечно, этому тоже научены, но иногда они словно застывают и этим дают себя легко подстрелить. Наверное, самая главная задача ИИ – управляться с жителями Liberty City, что тот очень умело и делает. Вместе со сменой эпохи и «лица» главного героя в Rockstar переосмыслили и взгляд на техническую составляющую игру. Как вы уже наверняка поняли, неплохая физическая модель, насыщенная спецэффектами картинка потребуют немалых ресурсов в сравнении с предшествующими играми серии. Кроме того, у движка есть ощутимые проблемы с РС-версией GTA IV – редкие зависания, пропадающие на целые кварталы текстуры ит.д. Патч, новые драйвера уже выпущены, но они едва ли решают все проблемы одним махом. Российская локализация удивит, пожалуй, лишь парочкой вещей – полным отсутствием родного слуху голоса (русская речь только там, где она была и в англоязычной версии у соответствующих героев), но присутствуют субтитры. Читать их и ехать одновременно за рулем авто крайне неудобно. Второе – в версии от 1С появилась еще одна радиостанция - Vladivostok FM, плейлист которой состоит из знакомых нам отечественных групп и исполнителей.