01.08.2008
Время прочтенияВремя чтения: 0 минут
Оценка пользователей1Оценка пользователей
Поделиться:
Другие статьи

Mass Effect

Предыдущая статья
Следующая статья
Время прочтенияВремя чтения: 0 минут
Оценка пользователей1Оценка пользователей
Поделиться:
Автор: S.L.i Жанр: RPG Издатель: EA Разработчик: BioWave Дата выхода: 06.06.2008 Больших игр много не бывает, ведь правда? А как их распознать? Возможностей тут несколько. Проекты, о которых говорят все, как правило, разрабатываются студиями, зарекомендовавшими себя наилучшим образом. Либо в действие идет раскрученная персоналия – какой-нибудь дедушка индустрии Сид Майер или ее же дядька Питер Мулине. А вот другой вариант - идея, заложенная в основной концепт, нова настолько, что уже одно ее упоминание приведет в благоговейный трепет всех поклонников клавиатуры и мышки. Чаще же всего за дело берутся молодые, талантливые, жадные до денег … пиарщики. Они готовы сделать все для того, чтобы конечный пользователь купил игру, причем, желательно – в коллекционном или подарочном издании. Именно они берутся за запуск сложной машины под названием «ожидание праздника». Как водится, оно во сто крат лучше самого праздника – то бишь, выхода собственно игры. А действительно – вашему покорному слуге гораздо веселее читать тонны информационного спама от всяких странноватых психологов и суровых охранителей детской психики, чем, в n - раз поморщившись, описывать свое раздражение от прикинувшегося белым лебедем гадкого утенка. Все сказанное выше, безусловно, относится и к Mass Effect –космической ролевой игре от орденоносной Bioware, которая, начиная с первой строчки системного кода, гордо шествовала по информационному пространству с табличкой «хочу стать хитом». И правда - почему бы и нет? В свое время Bioware блистала на подиумах игровой индустрии; взглянув на свою подставку с играми, вы наверняка обнаружите там и Baldur's Gate, и Knights of the Old Republic, быть может, и Jade Empire. Так как все эти вещи уже довольно-таки давно – в пыли, то нужно было придумывать что-то еще: известная цитата «Остановился – значит отстал» здесь как раз в тему. В общем-то, выбор у ваятелей из Bioware был невелик – почти во всех жанрах студия уже успела отметиться, причем в основном – удачно. Уж не знаю, кидал ли кто-то в прохладной директорской монетку, или все было по-серьезному, с анализом рынка и прочими священнодействиями, но была выбрана именно «звездная» тема. Про то и про это Имя разработчика с безупречной репутацией, обещанное сочетание экшна и RPG в роскошном формате, довольно долгое ожидание - все это те самые сладкоголосые пиарщики подчеркивали всеми возможными цветами радуги. Не обошлось и без небольшого скандала – наверное, всем памятна история о даме-психологе, заявившей, что в игре наличествуют элементы (о ужас!) порнографии. Пикантность ситуации состояла в том, что делегат от науки каким-то образом сделала вывод… даже не взглянув на эти самые эпизоды! Посмеялись и забыли, но еще одну черточку готовившийся для PC порт получил. Порт – из-за того, что Mass Effect для Xbox 360 появился еще в ноябре – эксклюзива на игру из первого класса не удалось дождаться и на этот раз. С достоинством переносить подобные маркетинговые решения – дело для «писишников» привычное. Тем более что приставочный вариант был, скажем так, не без изъяна. Жизнь в будущем Человечество, всегда стремившееся к звездам, добилось своего при помощи открытия эффекта массы (отсюда и название) довольно быстро. Однако, к своему неудовольствию, обнаружило – по всей Вселенной, пожалуй, нет существ менее влиятельной и уважаемой, чем «человек разумный» в сверхсовременной консервной банке. Существует, как оказалось десятка полтора различных рас, а хрупкий порядок поддерживают могущественные Спектры – агенты, в руки которым отдана неограниченная власть – только бы «чего не вышло» в королевстве Млечного пути. Вся эта скучная донельзя канитель, виденная и читанная уже с полдюжины раз (Звездные войны, Звездный путь, Вавилон 5, чуть ли не каждая вторая книга знаменитой серии «Координаты чудес»), хорошо знакома и Джеку Шепарду. Грозный с виду воитель/псионик/технарь/ все трое понемножку по одному мановению пользовательской мышки – либо выросший сиротой «сын полка» космического спецназа, либо солдат с тяжелыми воспоминаниями: в детстве он был вынужден наблюдать за тем, как торговцы людьми убили всю его семью. Все это в некоторой степени имеет смысл – NPC реагируют на ваше прошлое, и диалоги с ними разнятся в зависимости от того, что именно вы выбрали вначале. Одна из причин, по которой в Mass Effect при желании можно сыграть не один раз. Мечтательно смотреть на звезды – не для Bioware. Публика не любит ждать: вот и здесь после красивого ролика сразу же надо отправляться на живописную планету Иден Прайм, где уже ждет передатчик исчезнувшей очень давно расы. Враги определяются быстро – это геты, народ роботов (оказывается, и так бывает!), да Спектр-предатель Сарен, замысливший глобальный Апокалипсис. Отдадим должное: первая миссия приятно удивляет своей динамикой – за какие-нибудь полчаса мы лихорадочно изучаем FAQ, спасаем оставшихся в живых землян, берем в команду девушку в форме Эшли, разминируем станцию, находим передатчик и смотрим, как неспешно улетает Сарен. Все – очень быстро, с огромным количеством энергетических разрядов всех оттенков радуги и умирающих в промышленных масштабах гетов. Управление – особая гордость Bioware. Оптимизированное для PC с XBox-версии, оно при переносе не потеряло ничего. Для открытия дневника, окна персонажа, активации умения достаточно нажатия заранее определенной клавиши – вещь в сражении абсолютно необходимая. Так что чужеродному геймпаду – заслуженный отпуск, вполне хватит и традиционных мыши и клавиатуры. Небольшую частицу того, что отверженные люди называют «тактикой», Bioware все же внесла. Однако назвать привычный для любого игрока выбор «а что я надену/ из чего выстрелю /как воспользуюсь товарищами» на звание «хита» в своей номинации не претендуют. Подобные вещи интересны лишь в первые пару часов игры – смотри выше про камикадзе-гетов. К тому же, напрягаться и тренироваться, подобно солдату настоящему, никто и не требует – бой сводится к схеме «встать за ящик-пауза-раздать команды-поехали». Если игра никуда не торопит красным таймером, то и стрелять-то особо не нужно – партнер думает за вас! Только не забывайте вовремя подлечивать его и активировать обретенные умения – и жизнь в спокойном (кажется, всем вокруг в целом неплохо) мире Mass Effect покажется на некоторое время даже скучной. Это ощущение только усиливает перелет от Иден Прайм к здешнему Вавилону – станции под названием «Цитадель». Она отчетливо напоминает виденное несколькими годами ранее в KOTOR – огромные безликие пространства, заселенные самыми различными расами, море квестов для желающего по какой-то причине скоротать здесь время, которые дают персонажи с очень выразительными лицами, грузящиеся уровни, лаконичные дипломаты. Хочется спросить: а разве мы этого не видели раньше? И зачем прогонять все ту же виниловую пластинку на современном DVD-проигрывателе? Чем заняться здесь? Угадали – нужно убедить Галактический Совет (откуда вы знаете о нем?!) в опасности намерений Сарена. Неизбежный для этого сбор информации приводит нас к ключевому моменту игры – диалогам. Говорить в Mass Effect можно обо всем и очень, очень долго. Скажем больше – необходимо. Диалоговый кружок четко поделен на «хорошие», «плохие» и «нейтральные» ответы: наверх направо «пойдешь» - друга обретешь, вниз – врага наживешь, нажмешь посередине – от изысканной вежливости сурового вояки Шепарда со скуки умрешь. Левая часть открывается только Шепарду, ставшему Спектром; откроем небольшую тайну – после попадания на Цитадель это произойдет еще где-то через час. А может, и Сарена с его врагами нам доставит какая-нибудь футуристическая DHL? За отдельную плату, конечно… То, что до выхода игры воспринималось как интересная новинка (тут же надо читать! причем много и внимательно), превращается в скучное времяпрепровождение. Кто сказал, что мы не любим читать? Мы любим – но не сценарии второсортного фильма, сдобренного всякими «что же делать?», «я с вами, сэр» и «он просто скотина»! Улетаем! Чем дальше в космос на верной «Нормандии», тем, впрочем, веселее. Лень разработчиков достойна отдельной статьи; однако в море скучных квестов «убей-принеси» местами попадаются и настоящие жемчужины. На планете Феррос, занятой вездесущими гетами, вам придется столкнуться с недоверчивыми колонистами. Завоевывая их доверие, вы найдете их пропавшего товарища, восстановите подачу воды и превратите опасных волков в милых домашних животных. Все? Отнюдь – некий талантливый и недоучившийся псионик-торианец одним ему известным способом враз захватит разумы колонистов, которые тотчас станут врагами игрока. Не убивать же их, в самом деле? Придется действовать хитростью – не лишать несчастных жизни, а только усыплять при помощи специальных гранат. Принимать сложное решение – забота здесь чуть ли не ежечасная; побывавший на покрытой водой Вирмире поймет, о чем речь. Но неприятно удивляет то, что в конце всей истории выясняется, что принятое решение ни на что в общем-то не влияло. А выплеснувшиеся эмоции быстро забываются во время очередного рейда на «Мако» - местном БТРе для освоения неизведанных планет и их спутников. Сделанном, кстати, как будто русским человеком – топорный, неудобный в управлении, но очень мощный и надежный, этот агрегат вызывает порой полярные эмоции. Планетарная фауна, правда, высокому статусу «Мако» соответствует не всегда; вреда, правда, часто причиняет немало. Книга жалоб… Настоящий бич исследователя – побочные квесты. В Mass Effect они подобны назойливым комарам – их много, и с ними надо что-то делать. Достаточно Шепарду пройтись по какой-нибудь станции – и дневник сверкает непрочитанными записями, сулящими в случае успеха деньги, обмундирование или опыт. Сделать же все проще простого – летим на указанную планету, отыскиваем искомую вещь или разминируем и спасаем от непрошенных гостей базы. Интересно, что в конечном итоге страдает баланс: если будете стараться выполнять большинство заданий, то некуда девать деньги и уни-гель (применяемый при ремонте «Мако» в полевых условиях и вскрытие замков), а если следовать только главной линии – уже примерно через десять часов игры справиться с противниками будет тяжеловато: они-то по милости ИИ как раз «прокачиваются». По пункту «логистика» Bioware – жирная «двойка». Пистолеты, автоматы, снайперские винтовки, амуниция в творческом беспорядке раскиданы на протяжении всей игры. Мало того, что различий при их применении почти не чувствуется, так еще и разбираться в не отсортированном сонме предметов – удовольствие ниже среднего. Хотя есть и ложка меда в бочке дегтя – апгрейды, улучшающие характеристики оружия, пригодятся, если вы все же пошли по пути бедного и гордого рыцаря. … и предложений Mass Effect – история с продолжением; Bioware и их помощники из Demiurge Studios обещают целую трилогию про вечную как мир борьбу бобра с ослом. Значит, кому-нибудь это нужно? Совершенно точно – не вашему покорному слуге. Другое дело, что работа над ошибками могла бы превратить вторую часть в гораздо более совершенную игру. А и, правда – заделать прорехи в виде банального сюжета, повторяющихся квестов, скучных текстов, глупых врагов, интерфейса - дипломной работы первокурсника: и мог бы из Mass Effect 2 получиться продукт, достойный занять место на полке с классическими играми той же Bioware. Если же этого не сделать, то корабль под названием «Нормандия» растворится где-нибудь на просторах галактики. Там места хватит. … а PR-менеджеры могут с чувством пить дорогой алкоголь и отдыхать на таких же дорогих курортах. Уж кому-кому, а им за свой труд стыдиться нечего.