11.10.2007
Время прочтенияВремя чтения: 0 минут
Оценка пользователей1Оценка пользователей
Поделиться:
Другие статьи
  • Middle-earth: Shadow of Mordor

    Middle-earth: Shadow of Mordor берет свое начало там, где большинство других игр по мотивам трилогии «Властелин колец» заканчиваются.

  • Система подбора команд в Overwatch

    Как же на самом деле работает эта загадочная система? Постараемся разобраться!

  • Сказ о том, как Blizzard и Valve Dota пилили

    Мало кто помнит, как так получилось, что Dota была основана на игре Blizzard, а продолжение полностью и безраздельно принадлежит компании Valve.

Агрессия

Предыдущая статья
Следующая статья
Время прочтенияВремя чтения: 0 минут
Оценка пользователей1Оценка пользователей
Поделиться:
Автор: Trismigist Жанр: Real Time Strategy Разработчик: Lesta Studio Издатель: Buka Entertainment Дата выхода: сентябрь 2007 года … 28 июня 1914 года австрийский наследник престола Франц-Фердинанд вместе с супругой графиней Софией Хотек, не спеша, ехал на новеньком авто по кривым улочкам боснийского города Сараево. Нервы эрцгерцога были напряжены – он знал, что сегодня его жизнь в опасности как никогда – свободолюбивые сербы вряд ли могли просто так оставить военные маневры, проходившие в этот день в стране. Ведь именно в этот день 800 лет назад Сербия лишилась независимости, проиграв решающую битву турецкому султану.
Но на этот раз все обошлось. Правда, какой-то взъерошенный молодой человек ни с того ни с сего вдруг выбежал прямо под колеса кайзеровского авто, но был сразу же обезврежен бдительными охранниками императорской четы. Вечер обещал быть очень интересным – вмиг возникшие в сознании картины вечернего бала и роскошной красавицы - жены заставили надежду всей Австро-Венгерской монархии мечтательно заулыбаться… А на следующий день нужно было вставать пораньше – надменный прежде русский посол предложил пообщаться по поводу возможного союза… Каждый, кто со школьной скамьи хотя бы помнит историю начала XX века, скажет, что первые два абзаца являются просто бредом переучившегося двоечника. Это и так, и не так – ведь сегодня речь пойдет об одном из наиболее ожидавшихся отечественных стратегических проектов осени – 2007: «Агрессии» от Lesta Studio. Летом на нашем портале появилось превью многообещающей стратегии, которая должна была взять все лучшее от RTS - титанов вроде Rome: Total War и внести свой посильный вклад, добавив новых идей в немного застоявшийся жанр. Рецепт казался очень соблазнительным: была обещана альтернативная история, давно показавшие себя с лучшей стороны фичи вроде глобальной карты и перемещающихся по ней фигурок главных героев. Традиционные RTS - сражения и юниты времен Первой и Второй мировых войн в отличном графическом исполнении. Все этого вполне достаточно, чтобы заинтересоваться, не так ли?
Что ж, настало время вынести строгий и беспристрастный приговор! Возложив руки на клавиатуру, торжественно клянусь писать правду, правду и еще раз правду. «Встать! Суд идет» Сначала представим подследственного. За плечами студии из Санкт - Петербурга не так много игровых проектов. Самым заметным стал варгейм - симулятор «Стальные монстры» по Второй мировой. Игра была посвящена боевым действиям на Тихом океане между Японией и США. В игре имелись: карта с базами, добыча и целевое расходование ресурсов, дерево технологий, разнообразие доступных тактических задач. Роскошно были сделаны морские сражения, скриншоты, с которыми можно при желании вывесить на рабочий стол и сейчас. Самым замечательным моментом «Стальных монстров» явилась возможность посидеть за штурвалом самолета или взять на себя командование башенными орудиями крейсера «Миссури». Все это обеспечило варгейму из Северной столицы вполне заслуженные лестные отзывы со стороны отечественной и зарубежной прессы. Тема Великой (то есть Первой) мировой войны тоже не осталась в стороне. «Леста» еще раньше попробовала свои силы на RTS «Антанта». Этот проект интереса среди геймеров не вызвал, потому как долго играть в игру – клон «Завоевания Америки» желания ни у кого не возникло. Будем великодушны: «Антанта» вышла раньше «Стальных монстров» - в далеком уже 2003 году. Похоже, что с идеями насчет нового проекта проблем не было. Ребята из «Лесты» просто решили скрестить две вроде бы разные войны, сдобрив этот коктейль зонтиком заманчивой альтернативности.
Подследственная игра делится на две части, поэтому резонно начать слушания с глобальной карты. На оной представлены четыре основные державы – Германия, Великобритания, Россия, Франция. Место под солнцем поначалу найдется и более слабым «нейтралам» – ослабевшей Австро-Венгрии, Италии, Турции, Испании, Сербии и другим европейским государствам рангом поменьше. Мучиться в поисках выбора кампании не придется – игра всегда стартует в 1910 году и заканчивается в 1950-м, другой временной отрезок получится выбрать только в одиночных миссиях. Вот там настоящее раздолье для нетерпеливого игрока. Хотите все смертельные игрушки сразу? Тогда вам сюда. Но вернемся к «святая святых» «Агрессии» - основной кампании. Выбрав одну из великих держав и получив легкий исторический экскурс, игрок оказывается в Европе начала XX века. Жизнь Старого Света строится на двух технологических ресурсах - промышленность и образование и одном демографическом. Никуда не делась активность исторических персонажей и боевые действия. От наличия ресурсов зависит все – здания не будут строиться, заводы и призывные пункты – работать. Без поддержки населения войну не выиграть. У вас попросту не получится набрать достаточное количество отрядов. Города в «Агрессии» - центры жизни страны. Здесь одним кликом мыши можно сделать из Смоленска калифорнийскую Силиконовую долину, заставив всех класть жизнь и здоровье на алтарь науки. Или наоборот – сделать город мощнейшим промышленным центром страны, от которого зависит обороноспособность вашей державы. Иногда нужно поглядывать и на шкалу неудовольствия. Расплатой за невнимательность станет восстание. Есть в игре и партии, но на их деятельность можно влиять только косвенно. К сожалению, выборы организовать не получится. Роль личности всегда велика, не стали спорить с этим утверждением и питерские разработчики. 200 политиков, генералов, шпионов, деятелей науки и искусства так и просятся в Кабинет министров. И вот тут «другая история» начинает немного раздражать – для найма доступны ВСЕ персонажи. Неужели нельзя было сделать так, чтобы игроку был доступен только «национальный» пул с личностями, и появлялись бы они соответственно периоду истории? Если же любителей альтернативности это не устраивает, то можно было просто создать случайных героев. Но поверить в то, что все вдруг из-за поменявшегося хода истории начнут в спешном порядке менять страну и при этом занимать то же самое место, что и раньше, очень трудно. Персоналии в «Агрессии» - личности многогранные. Каждому доступно для изучения до трех профессий и не менее шести навыков. Это значит, что Брусилов – и генерал (что очевидно), и министр, и гуманитарий. Последним в реальной жизни один из лучших полководцев царской России славен не был. В процессе обучения Алексей Алексеевич сможет одним словом поднять производительность труда на 25%, прокрасться на научный симпозиум и заработать России так необходимые лишние очки образования. Для самых кровожадных милитаристов всегда можно выбрать в специальном окошке навык «Чистки». После чего непокорные коммунисты сложат свои буйные головушки на площадях Петрограда, а «казна» вновь пополнится ресурсами. Анимация каждой фигурки на глобальной карте навевает мысли о проблемах с нервами у дизайнеров и аниматоров проекта. Судите сами – зачем «хозяин земли Русской» Николай II ежесекундно смотрит на свои императорские часы и постоянно перебирает ножками. Если включить ускоренный режим течения времени, то впору ждать приступа эпилепсии – постоянное дрожание десятка генералов/министров/лидеров/ перед глазами просто опасно для здоровья! Конечно, через пару часов привыкаешь и к этому, но тягостное впечатление сохраняется. Квесты можно разделить на случайные и исторические. Случайное событие игра выдаст или сама, или с помощью специальной способности, которую может освоить персонаж с профессией «Лидер». Набор заданий на первых порах радует достаточной проработанностью и нелинейностью – шпионская миссия с риском потерять агента, научный симпозиум, помощь голодающим (разгромленной после нашего блицкрига Германии!), подавление восстаний, чистки, репрессии в городах, помощь союзникам вплоть до предоставления по умеренным расценкам своих генералов и разгрома уже заморских сепаратистов.
Учебники по истории на полках все же не пылятся – иногда появляются и близкие к реальности задания. Здесь уже выбор за вами – останется ли Николай у власти или будет причислен к лику святых посмертно. Это зависит от того, успеет ли какой-нибудь генерал быстро подавить восстание в Петрограде. Честное слово, это затягивает в первые три-четыре часа игры. Управлять жизнью государства через решение несложных заданий и постоянные заботы об экономике – этот аспект получился у «Лесты» на твердую «пятерку». Но ведь не за этим же мы купили диск, не так ли? Каждый игрок мечтал пройти жизненный путь солдата из вступительного ролика, который успешно пережил обе мировые войны. Хотя бы и глядя на это с высоты стратегического режима. Любой войне предшествует хоть какая-то подготовка. Начинается все, как водится, с древа технологий. Игра имеет четыре технологических эпохи, и постепенно один тип войск сменяется другим. На смену броневикам приходит сеющий страх и ужас легендарный танк «Т-34». Надо сказать, что здесь дух «другой истории» и не пробегал – все строго и скучно, нет даже возможности выбрать какое-то одно направление или отрасль для приоритетного развития. Сначала надо исследовать все доступные для эпохи технологии и концепты. Как только «задание партии» выполнено полностью – разрабатываем ключевую технологию (ее, кстати, можно и украсть, но шанс на успех ничтожно мал, или выполнить редкий квест), и затем – все заново. Увы, конструктора новой техники нам не дали. Наверняка бы игроки смогли преодолеть еще одну проблему игры – отсутствие большого числа исторически достоверной и реалистично выполненной техники (всего150 моделей), равно как и морских сражений. Что ж, будем ждать аддона, о котором разработчики туманно говорили еще летом. Неоспоримые доказательства. Подсудимый уже нервно заерзал на своей скамейке. Пора вывести его на чистую воду! В нашем случае - поговорить о сражениях в «Агрессии». Поскольку творение «Лесты» все же задумывалось в большей степени как варгейм, в котором все подчинено только одному делу – войне, многие уже перечисленные недостатки можно при желании и простить. На примитивную дипломатию, составленную из заключения торговых договоров и союзов, объявления войн, вовсе закроем глаза. Но то, что довелось увидеть на полях сражений Первой и Второй мировой повергло в уныние. Кстати, их можно при определенных обстоятельствах избежать. Скажем, ваш покорный слуга не допустил даже общеевропейского конфликта в 1914 году. Доказательства? Прокурор, зачитайте статью обвинительного приговора! Управление камерой и войсками на поле боя. Оно не выдерживает никакой критики. Такую неудобную камеру в век полной свободы еще надо поискать. Так, вращение карты осуществляется зажатым колесиком мыши, при этом правая кнопка в бою не задействована никак! По-настоящему окинуть свои войска взглядом гордого военачальника, сидящего со своим штабом на высоченном холме за пару километров от поля боя, не получится. На экране происходящее отражается на уровне футбольного болельщика, решившего сэкономить и взявшего билет на первые ряды. Перед началом боя игра предлагает нам расставить отряды на карте. После начала движения солдаты и техника смешиваются в невообразимую кучу: танки сталкиваются друг с другом, не получая ни единой царапины, а ополченцы (реализм!) суетливо разбегаются при виде бронированной груды железа. Самое подходящее определения для всего происходящего – «неуправляемость». Попробуйте-ка быстро организовать согласованное наступление бронемашин на позиции врага! Уверен, что поначалу у вас ничего не получится. Просто потому, что у каждой машины свое собственное видение того, как, кого и когда надо атаковать. Так что – терпение, терпение и еще раз терпение, иначе положительного результата добиться не получится. На поле боя есть два царя – артиллерия и танки, а пехота – всего лишь бесплатное подношение богу войны Марсу. Мужеству малополигональных героев наверняка позавидовали бы ветераны обеих войн – с такой яростью на амбразуру бросался разве что Матросов. Здесь же все – поголовные герои. Пехотинцы идут в атаку стремительно, и за ними нужно внимательно следить: укладывать на политые кровью поля и пресекать случаи ненужного фанатизма – солдаты так и норовят броситься в последний бой. Вывод прост – не ходите, геймеры, с пехотой воевать. А не то придется наслаждаться роскошными видами политых кровью полей Фландрии, по сравнению с которыми реальные потери сторон - выдуманная сказка (хотя всегда есть возможность вызвать подкрепление и положить во славу отечества еще сотню – другую смертников). Лично у меня «царица полей» была в роли «потемкинских солдат», которые начинали воевать только тогда, когда их жизни ничего не угрожало. Артиллерия уж слишком сильна – пара залпов, и вражеская армия перестает существовать. Тем более что захватить несколько ключевых точек – условие победы – можно выполнить и с помощью нескольких танков и пушек. Какая уж там «позиционная война»… Графика и анимация. С высоты полета аэроплана времен Первой мировой «Агрессия» выглядит прилично, солдаты анимированы неплохо, а фигурки хоть и просты, но в целом воспринимаются нормально. «Леста» сдержала свое обещание: горы трупов, выстрелы, рвущиеся тут и там снаряды создают отличный «эффект присутствия». Новомодное техническое решение делать анимацию юнитов хотя бы немного различающейся не обошло берега Невы стороной. Слезы умиления наворачиваются на глаза, когда видишь, как же легко и непринужденно дюжие рязанские парни один за другим проверяют оружие перед боем. Оглашается приговор суда!
Если говорить коротко: все как у всех клонов – собратьев по жанру. «Забагованность» не дает всласть повоевать, а в целом приличная и интересная основная карта испорчена ненормальной анимацией сильных мира сего и рядом странных решений вроде права нанимать для насущных нужд того персонажа, который запомнился по урокам истории в школе. Очевидно, что приговор должен быть обвинительным. Но так как наш суд – самый гуманный суд в мире, ограничимся на первых порах более мягким наказанием. Суд присяжных в лице игроков с разным отношением к «Агрессии» решил снять с игры обвинение в провале и ограничиться вынесением строгого выговора с занесением в личное дело. Кроме того, обвиняемый в лице студии «Леста» приговаривается к обязательному созданию дополнения с учетом всех написанных пожеланий. Заседание окончено.